Информация по проекту Закона Республики Беларусь ”О внесении изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь“

9 октября 2003 года Палатой представителей рассмотрен в первом чтении в авторской редакции проект Закона Республики Беларусь ”О внесении изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь“, внесенный депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Кучинским В.Ф.

Законопроектом предлагается внесение изменения в диспозицию части первой статьи 424 ”Злоупотребление властью или служебными полномочиями“ Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее УК). Как следует из авторского обоснования необходимости принятия проекта, он разработан в целях ”повышения ответственности сотрудников и должностных лиц контрольных органов при осуществлении своих служебных обязанностей“. Суть предложенного изменения отражена в следующей сравнительной таблице:

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

“1. Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), —”

“1. Умышленное совершение должностным лицом действий с использованием своих служебных полномочий, в том числе связанных с необоснованным принятием решений о применении экономических, административных и уголовных мер воздействия, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебным положением), —”

Постоянной комиссией Палаты представителей по национальной безопасности по результатам рассмотрения законопроекта и полученных заключений Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, Главного экспертно-правового управления Секретариата Палаты представителей и Прокуратуры Республики Беларусь, а также мнений Верховного Суда, Министерства юстиции Республики Беларусь и опытных юристов-ученых в области уголовного права было вынесено заключение о нецелесообразности внесения изменения в диспозицию части первой статьи 424 УК по следующим основаниям.

Во-первых, исключение из диспозиции части первой статьи 424 УК слов ”вопреки интересам службы“ повлечет неоправданную юридическую коллизию при квалификации отдельных преступлений, поскольку указанный признак является обязательным для такого состава преступления, как злоупотребление властью или служебными полномочиями. Классическая формулировка этого преступления как раз и состоит в том, что должностное лицо формально действует в рамках служебных полномочий, но по существу эти действия не вызываются интересами службы и поэтому по своему содержанию являются незаконными. Кроме того, из предложенной редакции законопроекта следует, что в компетенцию соответствующих должностных лиц может входить ”необоснованное принятие решений о применении экономических, административных и уголовных мер воздействия“, чего не может быть в принципе.

Во-вторых, нельзя признать обоснованной и замену в диспозиции части первой статьи 424 УК слов ”служебными полномочиями“ словами ”служебным положением“, поскольку термин ”служебное положение“ шире по своему значению, так как включает в себя помимо полномочий использование должностным лицом своего авторитета (влияния) при отсутствии у него полномочий для принятия решения по тем или иным вопросам в другой сфере деятельности. Злоупотребление властью — это использование предоставленных должностному лицу полномочий вопреки интересам службы. Такой подход к пониманию данного преступления является общепризнанным в уголовном законодательстве большинства стран постсоветского пространства.

Постоянная комиссия Палаты представителей по национальной безопасности четырежды вносила проект Закона Республики Беларусь ”О внесении изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь“ в авторской редакции на рассмотрение Палаты представителей и на основании вышеизложенного предлагала его отклонить. Однако Палатой представителей не было принято ни решение об отклонении законопроекта, ни решение о принятии его в первом чтении, в результате чего проект направлен в головную комиссию на доработку.