Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив



14 мая 2014

14 мая 2014 года на очередном заседании четвертой сессии Палаты представителей депутаты рассмотрели 11 вопросов.



 

В первом чтении парламентарии приняли четыре законопроекта. Три из них депутатам представил Министр внутренних дел Республики Беларусь Шуневич И.А.

 

Содокладчиком по проекту Закона «Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Гайдукевич В.В. Он отметил, что законы об амнистии выступают в качестве инструмента публичной помощи и предоставляют шанс некоторым категориям лиц, совершивших преступления, начать новую жизнь. В республике стало доброй традицией инициирование таких законов Главой государства. Вопрос о проведении очередной амнистии предварительно всесторонне и тщательно прорабатывается для принятия взвешенного законодательного решения с учетом интересов граждан и государства.

 

 

В этом году подготовленный по поручению Главы государства законопроект предусматривает проведение амнистии, приуроченной к приближающемуся юбилею — 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. По предварительным расчетам, при его реализации из исправительных учреждений предполагается освободить около 2700 человек.

 

В частности, проектом Закона предусматривается освобождение от наказания:

 

за исключением пожизненного заключения и смертной казни, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до восемнадцати лет, лиц пенсионного возраста, инвалидов I и II групп, больных активной формой туберкулеза и больных онкологическими заболеваниями второй, третьей или четвертой клинических групп, ВИЧ-инфицированных с 3-й и 4-й стадиями заболевания, ветеранов боевых действий на территории других стран, граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания в период прохождения военной службы или в связи с осуществлением служебной деятельности. Эти же категории лиц в соответствии со статьей 2 проекта Закона предлагается освободить и от уголовной ответственности;

 

в виде ограничения свободы и лишения свободы лиц, которые совершили преступления, не представляющие большой общественной опасности;

 

в виде ограничения свободы, лишения свободы лиц, которые совершили преступления, относящиеся к категории менее тяжких, если они отбыли не менее одной четверти назначенного судом срока наказания;

 

в виде ареста лиц, приговоры в отношении которых постановлены на день вступления в силу Закона об амнистии;

 

лиц, осужденных за кражу, мошенничество, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, присвоение либо растрату, незаконную предпринимательскую деятельность, уклонение от уплаты сумм налогов, сборов, если они на день вступления в силу Закона об амнистии отбыли не менее одной трети назначенного срока наказания;

 

частично сроком на один год лиц, которым назначено наказание в виде ограничения свободы и лишения свободы.

 

Амнистия, предусмотренная законопроектом, не распространяется на лиц:

 

к которым в течение 2007 –– 2014 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленные преступления;

 

полностью не возместившим причиненный преступлениями вред (ущерб) и не уплатившим доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, подлежащий взысканию с них по приговору либо решению суда;

 

злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания;

 

допустивших особо опасный рецидив;

 

которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено пожизненным заключением либо которым пожизненное заключение заменено лишением свободы;

 

осужденных к наказанию в виде пожизненного заключения.

 

Амнистия также не распространяется на лиц, совершивших преступления, перечисленные в статье 8 законопроекта, в частности отдельные преступления против мира и безопасности человечества, жизни и здоровья населения, половой неприкосновенности или половой свободы, уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних, личной свободы, чести и достоинства, экологической безопасности и природной среды, общественной и информационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, порядка управления, правосудия, интересов службы, а также отдельные воинские преступления.

 

Информацию Министра внутренних дел Республики Беларусь о законопроекте «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Русак В.В.

 

 

Законопроектом устанавливается, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами внутренних дел Республики Беларусь, органами государственной безопасности Республики Беларусь, органами пограничной службы Республики Беларусь, Службой безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, органами финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, таможенными органами Республики Беларусь, органами внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.

 

Предлагается закрепить компетенцию данных органов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также следующие задачи оперативно-розыскной деятельности:

 

предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

 

розыск обвиняемых, скрывшихся от органов, ведущих уголовный процесс, и (либо) местонахождение которых этим органам неизвестно, без вести пропавших (безвестно исчезнувших), а также розыск осужденных к наказанию в случаях, установленных законодательными актами;

 

установление личности погибшего (умершего), граждан, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе сведения;

 

установление имущества, подлежащего аресту в уголовном процессе;

 

обеспечение безопасности участников уголовного процесса, лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и других граждан в соответствии с законодательством;

 

сбор сведений для принятия решений о допуске граждан к государственным секретам и (или) определенным видам деятельности; защита государственных секретов;

 

добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.

 

В проекте Закона определяются виды оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при оперативно-розыскной деятельности. Закрепляются основания, общие условия, сроки, порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, порядок фиксации их результатов. Определяются порядок осуществления оперативного учета, защиты сведений об оперативно-розыскной деятельности и порядок использования ее результатов.

 

Законопроектом предлагается определить правовое положение граждан, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, установить порядок их защиты.

 

Позицию депутатов по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» изложил член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Алексеенко В.А.

 

Законопроект подготовлен в соответствии с планом мер по выполнению поручения, изложенного в статье 3 Закона Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми», и направлен на совершенствование положений Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» с учетом практики его применения, а также зарубежного опыта правового регулирования общественных отношений в этой сфере.

 

Законопроектом определение термина «торговля людьми» приводится в соответствие с Конвенцией Совета Европы о противодействии торговле людьми, а также с Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющим Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности.

 

В ряд статей Закона «О противодействии торговле людьми» внесены дополнения. Так, статья 9 дополняется положением, согласно которому Министерство иностранных дел Республики Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь в пределах своей компетенции не будут способствовать возвращению несовершеннолетних, ставших жертвами торговли людьми, в государства их постоянного проживания, когда получены сведения о том, что такое возвращение не будет соответствовать интересам таких несовершеннолетних.

 

Статья 20 дополняется пунктом 5, предусматривающим предоставление гражданину, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, 30-дневного срока на реабилитацию, обдумывание и принятие взвешенного решения об обращении в органы уголовного преследования.

 

Статья 20 дополняется пунктом 3, предусматривающим приостановление по мотивированным ходатайствам органов, ведущих уголовный процесс, или органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на срок до 30 дней высылки или депортации иностранных граждан или лиц без гражданства, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений.

 

Докладчиком по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» выступил заместитель Министра экономики Республики Беларусь Ярошенко А.Г. Содоклад по этому вопросу сделал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Колтунов Н.А.

 

 

Проект Закона разработан в целях реализации предписаний законов Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «Об инвестициях» и «О бухгалтерском учете и отчетности», а также Декрета Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь».

 

Законопроект предусматривает приведение в соответствие с названными законодательными актами положений Избирательного кодекса Республики Беларусь, Банковского кодекса Республики Беларусь, а также законов «О политических партиях», «О торгово-промышленной палате», «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О внешней трудовой миграции».

 

Изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом, предусматривают уточнение положений названных выше законодательных актов в части:

 

употребления термина «организация с иностранными инвестициями», который исключен из законодательства Республики Беларусь;

 

использования терминов «бухгалтерский учет» и «бухгалтерская и (или) финансовая отчетность»;

 

указания на судебные органы с учетом упразднения хозяйственных судов.

 

Три законопроекта депутаты приняли во втором чтении.

 

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и об условиях нахождения в них» парламентариям рассказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Гайдукевич В.В.

 

Законопроектом вносятся коррективы в законы «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» и «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях содержания в них».

 

В частности, в Законе «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» предлагается установить, что:

 

в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел содержатся задержанные граждане, направляемые в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

 

в отдельных помещениях изолятора временного содержания территориального органа внутренних дел могут содержаться административно арестованные и лица, в отношении которых применено административное задержание за совершение административных правонарушений, за которые может быть наложено административное взыскание в виде административного ареста или депортации, а также лица, в отношении которых применено административное задержание за совершение в состоянии алкогольного опьянения административных правонарушений, за которые может быть наложено административное взыскание в виде административного ареста (после их вытрезвления), при отсутствии в структуре территориального органа внутренних дел центра изоляции правонарушителей органа внутренних дел или возможности содержания в центре изоляции правонарушителей органа внутренних дел указанных лиц.

 

В Законе «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях содержания в них» предлагается:

 

определить порядок и условия направления в лечебно-трудовые профилактории обязанных лиц;

 

урегулировать вопрос направления в лечебно-трудовые профилактории иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь;

 

закрепить возможность сокращения срока пребывания граждан в лечебно-трудовых профилакториях.

 

Доклад о законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны озонового слоя» сделал член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Апанасюк Л.Н.

 

 

Принятие законопроекта будет способствовать эффективной реализации мер по предотвращению разрушения озонового слоя и его восстановлению, а также выполнению международных обязательств Республики Беларусь в области охраны озонового слоя.

 

В частности, в проекте Закона предусмотрены положения, обеспечивающие охрану озонового слоя путем разработки и реализации государственных и иных программ в этой области. Усовершенствованы положения, регулирующие порядок проведения мониторинга озонового слоя и осуществления контроля за его охраной.

 

Нормы законов «Об охране окружающей среды», «Об охране озонового слоя» приводятся в соответствие с международно-правовыми актами, составляющими нормативную базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.

 

В соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года законопроект дополняется нормами, реализация которых направлена на сокращение объемов потребления и использования озоноразрушающих веществ, а также на внедрение озонобезопасных технологий, процессов рециркуляции (рециклинга), восстановления, обезвреживания и утилизации озоноразрушающих веществ.

 

В законопроекте уточнены обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при обращении с озоноразрушающими веществами, а также предусмотрены меры экономического стимулирования и государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих озонобезопасные технологии.

 

С учетом практики применения Закона «Об охране озонового слоя» существенно переработана его терминологическая база.

 

Проект Закона «Аб беларусах замежжа» представил заместитель председателя Постоянной комисии Палаты представителей по международным делам Фесак В.Д.

 

Законопроект призван заложить основу для системной работы белорусского государства с белорусами зарубежья, создать правовые предпосылки для реализации комплекса мер, направленных на развитие дальнейшего сотрудничества через соответствующие государственные программы и другие подзаконные нормативно-правовые акты.

 

Проектом Закона регулируется порядок подтверждения принадлежности лица к белорусам зарубежья, определяются основные принципы, цели и направления государственной политики Республики Беларусь в области отношений с соотечественниками зарубежья, регламентируются меры их государственной поддержки в различных сферах и порядок финансирования деятельности в области отношений с белорусами зарубежья.

 

Законопроект устанавливает единый государственный орган, ответственный за координацию деятельности других государственных органов в области отношений с белорусами зарубежья, –– Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

 

Ряд положений законопроекта доработан в целях приведения их в соответствие с принятыми в последнее время законодательными актами Республики Беларусь.

 

Парламентарии также приняли четыре законопроекта о ратификации международных договоров Республики Беларусь. Три проекта законов представил депутатам Министр внутренних дел Республики Беларусь Шуневич И.А.

 

Содоклад о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Советом Европы относительно привилегий и иммунитетов членов Группы экспертов по вопросам противодействия торговле людьми и других членов делегаций, осуществляющих визиты в страны» сделал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Наумович А.Н.

 

Соглашение, подписанное в г. Страсбурге 26 ноября 2013 года, разработано в целях эффективной реализации положений Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми от 16 мая 2005 года.

 

В соответствии со статьей 36 Конвенции контроль за выполнением ее положений осуществляет Группа экспертов по вопросам противодействия торговле людьми (далее — ГРЕТА). В целях обеспечения независимого выполнения членами ГРЕТА и другими членами делегаций, осуществляющих визиты в страны, своих функций в интересах ГРЕТА Соглашением предоставляются им следующие привилегии и иммунитеты во время пребывания в Республике Беларусь:

 

иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного и написанного, а также действий, совершенных ими в их официальном качестве;

 

освобождение от любых ограничений свободы передвижения в Республике Беларусь, включая въезд на территорию Республики Беларусь и выезд, за исключением мест и объектов, для въезда на территорию которых иностранным гражданам и лицам без гражданства необходимо специальное разрешение в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также от выполнения любых процедур, связанных с регистрацией иностранцев в Республике Беларусь.

 

Положениями Соглашения служебное и личное имущество упомянутой категории лиц освобождается от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с ними сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и иные подобные услуги. Кроме того, членам ГРЕТА и другим членам делегаций предоставляется ряд иных привилегий и иммунитетов (неприкосновенность служебной документации, отсутствие цензуры относительно корреспонденции и официальных сообщений и т.п.).

 

С содокладом Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Республики Беларусь на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Республики Беларусь» выступила член этой комиссии Лазовская Г.Б.

 

 

Соглашение подписано в г. Астане 4 октября 2013 года в целях унификации порядка пребывания граждан стран — участниц ЕЭП на территориях сторон. В частности, предусматривается освобождение граждан одной стороны, временно пребывающих на территории другой стороны, от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в течение 30 календарных дней с даты их въезда.

 

В соответствии с Соглашением Министерство внутренних дел Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Казахстан являются уполномоченными органами в своих государствах по реализации Соглашения.

 

Г.Б.Лазовская также озвучила позицию депутатов по законопроекту «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о реадмиссии».

 

Соглашение разработано в развитие Соглашения между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Республики Беларусь на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Республики Беларусь, предусматривающего либерализацию порядка въезда и пребывания граждан государств на территориях государств сторон.

 

В Соглашении установлены принципы и нормы, определяющие порядок приема и передачи лиц, находящихся на территориях государств сторон в нарушение порядка въезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

В соответствии со статьей 1 Исполнительного протокола Соглашения о реадмиссии компетентными органами, ответственными за его реализацию со стороны Беларуси, являются Министерство внутренних дел Республики Беларусь и Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, а со стороны Казахстана — Министерство внутренних дел Республики Казахстан.

 

Практическая реализация Соглашения будет способствовать развитию добрососедских отношений между двумя государствами и сотрудничеству между ними в различных областях, в том числе в области борьбы с незаконной миграцией и трансграничной организованной преступностью.

 

Проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Монголии о сотрудничестве в сфере образования» представил Министр образования Республики Беларусь Маскевич С.А. Его выступление дополнила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Данилевич Т.И.

 

 

В Соглашении, подписанном в г. Улан-Баторе 4 сентября 2013 года, определены основные направления сотрудничества сторон в сфере образования: обмен опытом работы по важнейшим направлениям развития, планирования и организации управления национальной системы образования; установление и развитие прямых контактов между учреждениями образования; обмен студентами, аспирантами, научными и педагогическими работниками, а также официальными делегациями; проведение совместных конференций, семинаров, симпозиумов, олимпиад и других мероприятий в сфере образования и научных исследований.

 

 

Соглашением предусматривается обмен студентами и аспирантами в эквивалентном количестве до 3 человек для обучения в учреждениях высшего образования на согласованных условиях, в рамках которого принимающая сторона обеспечивает бесплатное обучение, выплату стипендии студентам и аспирантам в порядке и размерах, установленных национальным законодательством.

 

В случае необходимости стороны обеспечивают студентам и аспирантам языковую подготовку на платной основе сроком до одного года.

 

Стороны будут также содействовать обмену информацией и проведению консультаций по вопросам признания документов об образовании, ученых степенях  и ученых званиях.

 

Кроме того, депутаты приняли к сведению информацию о проведении 15 мая 2014 года на базе Брестской области семинара по изучению депутатами Палаты представителей практики применения законодательства Республики Беларусь и взаимодействия с местными органами власти на тему «Практика применения таможенного законодательства в условиях Таможенного союза».

 

Следующее заседание Палаты представителей состоится 21 мая 2014 года.

 


Назад | В начало
© 2018 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.