Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив



28 ноября 2014

25 ноября 2014 года в Палате представителей состоялись парламентские слушания на тему «Государственно-частное партнерство: международный опыт и перспективы для Республики Беларусь», организатором которых выступила Постоянная комиссия Палаты представителей по экономической политике.



В парламентских слушаниях приняли участие заместитель Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Русецкий А.М. и члены Совета Республики, Министр экономики Республики Беларусь Снопков Н.Г., помощник Президента Республики Беларусь Рудый К.В., представители Администрации Президента Республики Беларусь, министерств и государственных комитетов, местных органов власти, банков, научной общественности, общественных организаций, отечественного и зарубежного бизнес-сообщества, Евразийской экономической комиссии, а также Европейской экономической комиссии ООН и Представительства ООН/ПРООН в Беларуси.

 

 

Открывая парламентские слушания, Председатель Палаты представителей Андрейченко В.П. отметил, что создание эффективных механизмов государственно-частного партнерства является одним из важнейших приоритетов, обозначенных Главой государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Последовательные шаги, предпринимаемые руководством страны по раскрепощению деловой инициативы и развитию предпринимательства, диктуют необходимость поиска обновленной модели взаимоотношений государства и бизнеса. От успешного решения этой задачи, широкого привлечения частного капитала в реализацию государственных планов и программ во многом зависят перспектива роста экономики и благосостояние граждан. В этом смысле государственно-частное партнерство представляется весьма привлекательным и действенным инструментом, который выводит взаимодействие государства и бизнеса на новый уровень –– уровень равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.

 

По словам В.П.Андрейченко, слушания позволяют еще раз внимательно посмотреть на состояние действующего законодательства, оценить практику его применения, заглянуть в будущее, определив перспективные направления деятельности.

 

Министр экономики Республики Беларусь Снопков Н.Г. отметил, что проведение парламентских слушаний на тему «Государственно-частное партнерство: международный опыт и перспективы для Республики Беларусь» в преддверии внесения в Парламент Закона о государственно-частном партнерстве вызывает особое чувство удовлетворения от результатов проведенной работы и подчеркивает высокую ответственность депутатского корпуса за дальнейшее развитие страны, в том числе посредством внедрения механизмов государственно-частного партнерства в экономическую практику.

 

 

Н.Г.Снопков подчеркнул, что в эпоху кризисных явлений, уменьшения экономической активности необходимо инвестировать в инфраструктуру, поскольку она базис развития экономики, строительство объектов инфраструктуры дает значительный мультипликативный эффект.

 

Начатая Правительством работа по инфраструктурному планированию уже на первоначальном этапе выявила потребность в инвестициях в инфраструктуру в размере 2,5 млрд. долларов США, что составляет около 3,5 процента ВВП. Эту потребность невозможно одномоментно профинансировать из средств бюджета и нежелательно финансировать с помощью заемных средств с учетом порогового уровня валового государственного долга страны.

 

Одним из популярных и действенных механизмов решения данной проблемы является механизм государственно-частного партнерства. Привлечение инвестиционного капитала частного бизнеса в развитие национальной инфраструктуры уже стало частью экономической политики многих стран. Базовыми компонентами такого сотрудничества являются партнерство сторон, а также сохранение за государством прав собственности на объекты при полной свободе бизнеса не только при строительстве и поставке оборудования, но и при проектировании и обслуживании проекта.

 

В Беларуси в настоящее время реализуются проекты, которые базируются на идеологии такого партнерства. Однако по своей структуре они не отвечают международным стандартам оформления соглашения между частным бизнесом и государством, которое предполагает в обязательном порядке конкурсность при выборе частного партнера, распределение рисков, проектное финансирование, обслуживание объекта частным партнером, а также оценку эффективности расходования средств.

 

Министр экономики Республики Беларусь подчеркнул, что сегодня в Беларуси уже не стоит вопрос: быть государственно-частному партнерству или нет. Очевидны его необходимость и своевременность. В связи с этим готовится к внесению в Палату представителей проект Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве», подготовленный с учетом аналогичного опыта стран — членов Организации экономического содружества и развития и при непосредственном взаимодействии с Европейской экономической комиссией ООН.

 

Ведется интенсивная работа по обучению и информированию представителей органов государственного управления, частного бизнеса, общественных организаций по вопросам государственно-частного партнерства. Важную роль в этом проекте играет международная техническая помощь, которая называется «Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства в Республике Беларусь».

 

Кроме того, создан и функционирует Центр государственно-частного партнерства, основными задачами которого на данном этапе являются проведение консультаций и оказание методологической помощи органам государственного управления и национальному инфраструктурному планированию.

 

Важным координационным звеном для выработки и продвижения политики в области государственно-частного партнерства является Межведомственный инфраструктурный координационный совет, который был утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь и состоит из представителей ключевых министерств, исполкомов, общественных организаций, бизнес-структур и финансовых институтов.

Н.Г.Снопков отметил, что государственно-частное партнерство — это превосходная возможность для национального и иностранного инвестора получить доступ к секторам экономики, которые исторически находятся под контролем государства, таким как транспортная инфраструктура, энергетика, медицинская инфраструктура.

 

Помощник Президента Республики Беларусь Рудый К.В. высказался о том, что для реализации механизмов государственно-частного партнерства можно использовать законодательство об инвестиционных договорах, которое уже действует в Республике Беларусь, а также предложил перед принятием соответствующего закона вначале реализовать пилотный проект в данной сфере.

 

Ведущие эксперты Европейской экономической комиссии ООН Тони Бонничи и Румен Добрински ознакомили участников слушаний с преимуществами государственно-частного партнерства для государственного и частного секторов, необходимой законодательной и институциональной средой, а также отметили сильные стороны законопроекта, представленного Министерством экономики Республики Беларусь, и остановились на нерешенных в нем вопросах.

 

 

Эксперты подчеркнули, что задачи государственно-частного партнерства заключаются в решении проблемы дефицита финансирования инфраструктуры, привлечении прямых иностранных инвестиций, оказании общественных услуг в большем объеме и лучшего качества, а также в улучшении управления инфраструктурными проектами путем распределения рисков между государственным и частным секторами.

 

Управляющий директор компании «Marti Invest AG» (Швейцария) Тураж Этезади рассказал об удачном проекте государственно-частного партнерства в Швейцарии, в рамках которого недалеко от г. Берна построен крупный административный комплекс с бюджетом 150 млн. швейцарских франков. Проект был реализован в сжатые сроки без превышения бюджета, и комплекс признан пользователями самым комфортным из тех, где им приходилось работать. Сейчас в Швейцарии реализуется аналогичный проект по строительству объектов здравоохранения.

 

Председатель совета директоров Транспроект Групп Максимов В.В. (Российская Федерация) в своем выступлении проанализировал причины успехов и неудач проектов государственно-частного партнерства в странах СНГ. Выступающий подчеркнул, что в настоящее время во всех странах СНГ принято концессионное законодательство. Несмотря на тенденцию увеличения количества проектов государственно-частного партнерства в странах СНГ и Российской Федерации, существующий опыт показывает, что почти в половине проектов в различных секторах экономики из-за невыполнения частными партнерами принятых на себя обязательств потребовались проведение новых конкурсных процедур для поиска иного частного партнера и увеличение сроков реализации проектов.

 

 

Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Ермолович Л.М. поддержал выступление Н.Г.Снопкова в том, что Беларусь нуждается в развитии национальной инфраструктуры, которое требует значительного бюджетного финансирования. В то же время потребности страны в данной сфере могут быть решены при помощи механизмов государственно-частного партнерства.

 

Заместитель председателя Могилевского областного исполнительного комитета Некрашевич В.В. проинформировал участников мероприятия о пилотных проектах государственно-частного партнерства Могилевской области, в частности о строительстве объездной дороги вокруг г. Бобруйска, строительстве и реконструкции участков автомобильных дорог вокруг г. Могилева и на выезде из города.

 

В.В.Некрашевич рассказал о проектах, которые планируется реализовать в коммунальном хозяйстве Могилевской области. К ним относятся строительство заводов для сжигания мусора в г. Бобруйске и в г. Могилеве с общими инвестиционными затратами по 130 млн. долларов США соответственно; строительство биогазовой установки на очистных сооружениях г. Могилева (порядка 10 млн. долларов США); введение электронной системы оплаты проезда пассажиров и строительство подземного перехода в г. Могилеве.

 

Член правления — начальник финансово-экономического управления ОАО «Банк развития Республики Беларусь» Липский Д.А. проинформировал участников парламентских слушаний, что, по оценкам Всемирного экономического форума — международной организации, созданной для улучшения перспектив экономического развития, прогнозируемая мировая потребность в инвестициях в инфраструктуру до 2030 года составит порядка 3,7 трлн. долларов США ежегодно. При этом дефицит средств оценивается в сумму порядка 1 трлн. долларов США.

 

В связи с этим поиск различных моделей финансирования инфраструктуры и конкуренция за инвестиции в среднесрочной перспективе не потеряют своей актуальности.

 

Один из возможных путей решения проблемы финансирования инфраструктурных проектов — использование возможностей и создание институтов развития.

 

Создание национальных финансовых институтов развития является широко распространенной практикой почти во всех странах мира с середины 50-х годов ХХ века. Эти институты выполняют особые функции по поддержке долгосрочного финансирования общественно значимых проектов, способствующих экономическому росту, диверсификации и модернизации экономики, ее устойчивому развитию.

 

Д.А.Липский отметил, что в основу модели функционирования Банка развития Республики Беларусь заложен опыт деятельности признанных лидеров среди институтов развития. К ним относятся Внешэкономбанк Российской Федерации, Банк развития Казахстана, а также банк развития Китая и немецкий Банк развития KFW.

 

Банк развития Республики Беларусь также участвует в финансировании инфраструктуры в Беларуси. Доля таких проектов в кредитном портфеле банка постепенно увеличивается, поскольку эта сфера является для банка приоритетной.

 

Заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению, заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь Новицкий С.Г. привел убедительные примеры успешного сотрудничества государства и частного бизнеса за рубежом, подчеркнул, что государственно-частное партнерство — это один из инструментов дальнейшего развития государства, где интеграция общественной значимости и коммерческого интереса приводит в результате к новому синергетическому эффекту.

 

 

Выступившие на парламентских слушаниях представители частного бизнеса рассказали о своем опыте в сфере государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов, а также о проекте в области транспорта и логистики. Проект национальной системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь, который был реализован компанией Капш Траффикком (Австрийская Республика), — пример успешного сотрудничества государства и частного бизнеса.

 

Практики озвучили ряд пробелов, которые, на их взгляд, имеются сегодня в законодательстве, и высказали пожелания по их устранению.

 

Своим мнением об основных направлениях развития государственно-частного партнерства в социальной сфере поделился с присутствующими председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Пальчик Г.В. Он перечислил основные предпосылки развития государственно-частного партнерства в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма, социального обеспечения, а также обозначил основные задачи, которые это партнерство призвано решить. Особое внимание Г.В.Пальчик уделил программам партнерства государства и частного бизнеса в инновационной сфере.

 

О невозможности успешной реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства без качественной подготовки и переподготовки специальных квалифицированных кадров рассказал первый проректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь доктор технических наук, профессор Ивановский А.В.

 

 

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Валюшицкий В.И. подчеркнул в своем выступлении, что для того, чтобы будущий Закон о государственно-частном партнерстве в Республике Беларусь не стал просто красивым символом, а нашел свое непосредственное применение, необходимо уже на стадиях его рассмотрения и принятия выстраивать систему механизмов для его реализации.

 

Это задача и для Правительства, и для министерств, и для местных представительных и исполнительных органов. Ведь именно они будут непосредственно работать с потенциальными частными партнерами, определять направления сотрудничества, заключать от имени Беларуси и ее административно-территориальных единиц соответствующие соглашения.

 

В отсутствие широкой отечественной практики привлечения частного бизнеса в процесс модернизации национальной экономики важными аспектами становятся вопросы теоретических исследований форм, методов и сфер реализации этого института применительно к нашей стране, подготовка соответствующих кадров.

 

 

В.И.Валюшицкий отметил, что от того, насколько согласованно будут работать в данном направлении органы государственной власти и бизнес, насколько будут сформированы партнерские взаимоотношения, и зависит успешность реализации конкретных соглашений в данной сфере.

 

В ходе парламентских слушаний был высказан ряд предложений по дополнению проекта Рекомендаций, которые будут проработаны Постоянной комиссией Палаты представителей по экономической политике и внесены на рассмотрение Палаты представителей.

 

 

В рамках мероприятия парламентарии ознакомились с экспозициями по тематике парламентских слушаний, организованными в фойе Овального зала государственным научным учреждением «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь», представителями проекта ЕС/ПРООН «Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства в Республике Беларусь», Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.


Назад | В начало
© 2019 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.