Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив



28 ноября 2014

28 ноября 2014 года состоялось совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в ходе которого члены Правительства ответили на вопросы парламентариев.



С докладом на тему «Агропромышленный комплекс на современном этапе. Формы и методы его дальнейшего развития» выступил заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Русый М.И.

 

 

М.И.Русый отметил, что главными результатами выверенной государственной политики по развитию аграрной отрасли стали крупномасштабная модернизация отрасли, создание условий для развития сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности страны. Сегодня интегральный индекс собственного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия почти в два раза превышает необходимый объем. Широкий ассортимент выпускаемой продукции, приемлемые цены для групп населения с различными доходами позволили за десятилетие удвоить емкость внутреннего продовольственного рынка, значительно повысить качество рациона питания, обеспечить рост потребления продуктов высокой пищевой ценности.

 

По производству основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения, кроме зерна, республика занимает первое место среди стран СНГ: по производству мяса она находится на уровне Германии, по производству молока уровень вдвое превышает основные показатели развитых в аграрном отношении стран, подчеркнул заместитель Премьер-министра. В 2013 году на душу населения в стране произведено 124 кг мяса в убойном весе, 701 кг молока, 418 куриных яиц, 625 кг картофеля, 803 кг зерна. Практически по всем основным продуктам питания потребление приближено к медицинским нормам.

 

Говоря об устойчивом росте объемов производства сельскохозяйственной продукции, М.И.Русый сообщил, что в 2014 году этот показатель прогнозируется на уровне 2,5 процента.

 

Достигнутые результаты позволяют около 55 процентов производимых товаров поставлять более чем в 50 стран мира. Основная часть экспорта –– 3 млрд. долларов США (64 процента) –– приходится на мясомолочную продукцию. Производя около одного процента мирового объема молока, Беларусь стабильно входит в пятерку ведущих мировых поставщиков молочных продуктов, занимая 4 –– 5 процентов в мировой торговле. За пределы республики реализуется 98 процентов сыра, 80 процентов сухой молочной сыворотки, 72 процента говядины.

 

 

Вместе с тем открытость и экспортная ориентированность белорусской экономики обусловили возникновение ряда проблем, для решения которых необходимо радикально изменить подходы к организации аграрного производства и обеспечению сбыта продукции.

 

Сформированные на этапе возрождения белорусского села механизмы хозяйствования оказались недостаточно эффективными для укрепления экономики сельскохозяйственных организаций. Дефицит финансовых средств, отсутствие технологической дисциплины стали главным препятствием полномасштабной реализации производственных программ отрасли, а значит, и дальнейшего ее развития. В 2013 году межведомственная рабочая группа под руководством Премьер-министра оценила размер упущенной выгоды из-за несоблюдения в АПК технологий и нормативов в 14 трлн. рублей.

 

Растут финансовые обязательства сельскохозорганизаций. В октябре 2014 года их размер приблизился к 93 трлн. рублей. Около 50 процентов этих обязательств приходится на задолженности по кредитам и займам, 83 процента из которых составляют долгосрочные инвестиционные кредиты со сроками погашения до 2025 –– 2050 годов. В 2015 году с учетом лизинговых платежей предстоит погасить кредитов и займов на сумму 14 трлн. рублей. На это необходимо будет направить 18 процентов выручки от реализации продукции.

 

Вместе с тем, по словам М.И.Русого, в структуре средств, направленных на развитие сельскохозяйственного производства, преобладают собственные средства (около 65 процентов). Доля кредитных ресурсов составляет 18 процентов, бюджетных средств –– немногим более 17 процентов. При этом в последние годы четко прослеживается тенденция снижения бюджетных расходов, направляемых на АПК, как в расходной части консолидированного бюджета, так и по отношению к ВВП.

 

 

Говоря о схеме распределения прибылей в АПК, заместитель Премьер-министра отметил, что в наименее выгодном положении здесь остается главное звено –– производитель сырья. В структуре цепи среднеотраслевых затрат производство сырья в большинстве случаев составляет 60 –– 65 процентов, переработка –– 20 –– 25, торговля –– 10 –– 15 процентов. Выручка же от реализации конечной продукции –– 25 –– 30, 50 –– 55 и 20 –– 25 процентов соответственно. Это является следствием организационной и финансовой разобщенности субъектов АПК и торговли, отсутствия в их взаимоотношениях принципов делового партнерства. Существенно улучшить эту ситуацию можно путем объединения производителей сырья, переработчиков и торговли в интегрированные структуры, осуществляющие свою деятельность на принципах рыночной экономики. В стране уже создано 78 кооперативно-интеграционных формирований, 26 из которых являются участниками продуктовых холдингов и объединений. Располагая 10 процентами сельхозугодий и 15 процентами трудовых ресурсов, они производят 19 процентов продукции сельского хозяйства и 17 процентов продовольствия.

 

М.И.Русый рассказал о том, что в целях укрепления аграрной экономики созданы высокопродуктивные отечественные сорта сельскохозяйственных культур, налажено их семеноводство, разработаны технологии возделывания применительно к любым почвенным условиям. Изучены и апробированы технологии ведения интенсивного животноводства высокопродуктивных пород молочного скота, ведется строительство, реконструкция и технологическое перевооружение молочно-товарных ферм. Укрепляется сельскохозяйственное машиностроение, производящее технику, которая на уступает зарубежным аналогам. Для того, чтобы все эти технологии неукоснительно выполнялись, принят ряд мер Правительства, предусматривающих усиление ответственности руководителей хозяйств за производство продукции.

 

 

На обеспечение стабилизации финансового положения организаций АПК, совершенствование механизмов государственной поддержки и кредитной политики в отрасли направлены четыре принятых в 2014 году указа Президента Республики Беларусь.

 

Раскрывая их содержание, заместитель Премьер-министра пояснил, что новые механизмы государственной поддержки учитывают условия хозяйствования, природно-климатические, экологические и социально-экономические факторы, факторы, стимулирующие производство сельскохозяйственной продукции. Установлены также правила проведения реструктуризации задолженности по кредитам, предоставленным на финансирование государственных программ и мероприятий в агропромышленном комплексе, погашения платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства, а также местных исполнительных и распорядительных органов, с учетом финансовых возможностей организаций по их возврату.

 

Созданы условия для активизации в АПК интеграционных процессов и привлечения инвесторов. Предложен механизм совершенствования организационно-правовых форм сельхозорганизаций (преобразование СПК в хозяйственные общества или коммунальные унитарные предприятия).

 

В настоящее время проходит процедуру согласования проект нормативного акта, предусматривающий упрощенную процедуру продажи неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. Созданы механизмы реструктуризации, санации и банкротства хронически убыточных хозяйств.

 

Стимулировать производителей к укреплению экономики, наращиванию производства продукции исключительно на инновационной основе будет переход в оценке работы товаропроизводителей от валовых показателей к показателям экономической эффективности, убежден М.И.Русый. Он пояснил, что в качестве основного критерия оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов предлагается ввести такой экономический показатель, как прибыль в расчете на 1 балло-гектар кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий с корректировкой на объективные условия ее формирования (например, присоединение убыточных хозяйств).

 

 

Уже по результатам 2014 года такую оценку планируется произвести на республиканском форуме аграриев с участием Президента страны, где будут названы лучшие область, районы и организации, обеспечившие наибольшую эффективность производства. При этом будут учитываться и условия хозяйствования регионов (качество земель, влияние природных факторов, обеспеченность трудовыми ресурсами, занятость населения).

 

Предусмотрен переход от планирования постоянного наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции к их оптимизации исходя из потенциальных возможностей внутреннего и внешних рынков. Перспективное планирование целесообразных объемов производства продукции животноводства будет основываться на обеспечении потребностей внутреннего рынка в продовольствии с учетом медицинских норм потребления и создании экспортного потенциала исходя из потребностей стран Таможенного союза и расширения географии экспортных поставок. Планирование продукции растениеводства будет вытекать из потребностей перерабатывающих предприятий и научно обоснованной оптимальной структуры посевных площадей.

 

Перспективы развития АПК связаны и с поэтапной либерализацией ценообразования в сочетании с оптимизацией объемов и условий поставки сельскохозпродукции в счет государственных нужд и формированием сырьевых зон перерабатывающих организаций на взаимовыгодных с сельхозпроизводителями условиях.

 

Повышение конкурентоспособности отрасли и ее устойчивости к внешним вызовам предполагает ужесточение ответственности руководителей и специалистов за соблюдение технологических регламентов, применение всех мотивационных механизмов по установлению прямой зависимости оплаты труда от результатов их выполнения.

 

Многоплановая модернизация аграрной отрасли, совершенствование механизмов хозяйствования требуют креативных кадров, способных реализовать масштабные преобразования в АПК. В этих целях ведется работа по закреплению на селе выпускников вузов, совершенствованию системы подготовки резерва руководящих кадров.

 

В заключение выступления заместитель Премьер-министра остановился на стратегических задачах отечественной аграрной науки, призванной стать драйвером эффективного развития агропромышленного комплекса страны.

 

После окончания доклада М.И.Русый ответил на вопросы парламентариев.

 

 

Депутат Василенко В.Н. поинтересовался у заместителя Премьер-министра, как решается проблема обеспечения сельхозпредприятий овощехранилищами.

 

Депутат Иванченко Н.М. спросил у М.И.Русого, существуют ли в Беларуси механизмы оперативного реагирования на необоснованные претензии к качеству белорусской сельхозпродукции со стороны российских государственных органов.

 

С предложением о создании в рамках Таможенного союза независимой структуры по контролю за качеством продукции к заместителю Премьер-министра обратился депутат Цыдик В.С.

 

 

Депутат Филиппович Г.В. задала вопрос о том, разрабатывает ли Правительство новые подходы к решению жилищной проблемы на селе.

 

Депутат Колтунов Н.А. обратил внимание заместителя Премьер-министра на важность поддержки эффективно работающих фермерских хозяйств, в частности по рациональному выделению для них земельных участков.

 

Далее в ходе совместного заседания палат Парламента на вопросы депутатов отвечали члены Правительства.

 

 

Депутат Сопикова А.Н. поинтересовалась у Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Цалко В.Г., какие меры предпринимаются для завершения вывоза пестицидов с территории Слонимского района и как в целом решается проблема утилизации ядохимикатов в республике.

 

С вопросом, не является ли система уведомительного порядка поставки товаров в Российскую Федерацию причиной проблем, связанных с запретом ввоза белорусских товаров на территорию России, обратился к заместителю Министра сельского хозяйства и продовольствия Нижевич Л.И. депутат Василенко В.Н.

 

Депутат Наумчик А.А. обозначила перед заместителем Министра экономики Кудасовым А.Э. проблему льготного налогообложения для Гомельского горно-обогатительного комбината.

 

Депутат Харитончик Д.И. обратил внимание заместителя Министра здравоохранения Шило В.Д. на проблемы, возникшие в связи с принятием Министерством здравоохранения Республики Беларусь постановления № 66. Он, в частности, указал на увеличившиеся в поликлиниках очереди за рецептами. Особо остро эта проблема стоит в сельской местности, где люди, чтобы получить рецепт вынуждены ехать в райцентр.

 

Депутат Климович Н.А. спросила у заместителя Министра, не приведет ли новый порядок отпуска лекарственных средств к снижению продаж в аптеках.

 

Депутат Мандровская З.М. указала на загруженность врачей, вынужденных выписывать огромное количество рецептов, и поинтересовалась о возможности упрощения процедуры выдачи рецептов.

 

В ходе совместного заседания депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики задали заместителю Премьер-министра Республики Беларусь и членам Правительства 16 вопросов.


Назад | В начало
© 2019 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.