Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив


Регламентирующие документы »

Регламент Палаты представителей

Раздел I. Общие положения
Раздел II. Первое заседание Палаты представителей нового созыва. Порядок формирования органов Палаты представителей, формы их деятельности
Раздел III. Организация деятельности Палаты представителей
Раздел IV. Законодательный процесс
Раздел V. Процедура рассмотрения отдельных вопросов, отнесенных к ведению Палаты представителей
Раздел VI. Осуществление Палатой представителей контрольных полномочий. Международное сотрудничество
Раздел VII. Правила депутатской этики в Палате представителей. Обеспечение деятельности Палаты представителей
Раздел VIII. Заключительные положения



Раздел II. Первое заседание Палаты представителей нового созыва. Порядок формирования органов Палаты представителей, формы их деятельности

 

Глава 1


ПЕРВОЕ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ ЗАСЕДАНИЕ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НОВОГО СОЗЫВА

 

Статья 4. Первая после выборов депутатов Палаты представителей сессия Палаты представителей созывается Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через тридцать дней после выборов.

 

Статья 5. Решение Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов о созыве первой после выборов депутатов Палаты представителей сессии Палаты представителей нового созыва с указанием места и времени ее начала, а также о времени и месте регистрации депутатов Палаты представителей распространяется в средствах массовой информации не позднее чем за десять дней до открытия сессии Палаты представителей.

 

Статья 6. Регистрация депутатов Палаты представителей, прибывших на первое после выборов заседание Палаты представителей нового созыва, организуется Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

 

Первое после выборов заседание Палаты представителей нового созыва –– это одно заседание с перерывами, устанавливаемыми Палатой представителей в соответствии с настоящим Регламентом.

 

Статья 7. Первое после выборов заседание Палаты представителей нового созыва открывает и до избрания Председателя Палаты представителей ведет Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов либо его заместитель. В случае отсутствия Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и его заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей первое после выборов заседание Палаты представителей нового созыва открывает и ведет старший по возрасту депутат Палаты представителей.

 

Статья 8. На первом после выборов заседании Палаты представителей нового созыва принимаются следующие решения:

 

об избрании Председателя Палаты представителей и его заместителя;

 

о перечне постоянных комиссий Палаты представителей (далее –– постоянная комиссия);

 

об избрании постоянных комиссий и их председателей;

 

о формировании Совета Палаты представителей;

 

об избрании Счетной комиссии и секретариата сессии Палаты представителей.

 

Глава 2


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЬ

 

Статья 9. Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя.

 

Председатель Палаты представителей и его заместитель избираются на срок полномочий Палаты представителей на заседании Палаты представителей тайным голосованием с использованием бюллетеней большинством от полного состава Палаты представителей.

 

Статья 10. Кандидатуры на должность Председателя Палаты представителей вправе выдвигать депутаты Палаты представителей, а также Совет Палаты представителей, постоянные комиссии, депутатские группы, если они сформированы.

 

Кандидатуры на должность заместителя Председателя Палаты представителей вправе выдвигать Председатель Палаты представителей, депутаты Палаты представителей, а также Совет Палаты представителей, постоянные комиссии, депутатские группы, если они сформированы.

 

Депутат Палаты представителей вправе выдвигать собственную кандидатуру на должности Председателя Палаты представителей, заместителя Председателя Палаты представителей.

 

Выдвижение кандидатур прекращается по решению Палаты представителей, принятому большинством голосов от полного состава Палаты представителей.

 

Статья 11. Депутаты Палаты представителей, выдвинутые кандидатами на должности Председателя Палаты представителей, заместителя Председателя Палаты представителей и не заявившие о самоотводе, выступают на заседании Палаты представителей и отвечают на вопросы депутатов Палаты представителей. Продолжительность выступлений кандидатов на должности Председателя Палаты представителей, его заместителя и время ответов на вопросы определяются Палатой представителей.

 

Депутаты Палаты представителей имеют право излагать свои аргументы за или против выдвинутых кандидатур.

 

Обсуждение кандидатур прекращается по решению Палаты представителей, принятому большинством голосов от полного состава Палаты представителей.

 

Статья 12. В бюллетень для тайного голосования по кандидатурам на должности Председателя Палаты представителей, заместителя Председателя Палаты представителей включаются без голосования все выдвинутые кандидатуры, за исключением заявивших о самоотводе. Тайное голосование проводится в порядке, установленном статьями 94 — 99 настоящего Регламента.

 

Статья 13. В случае, если на должность Председателя Палаты представителей, заместителя Председателя Палаты представителей было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимого для избрания количества голосов, проводится голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее количество голосов.

 

Если при голосовании ни один из двух кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводятся повторные выборы: новое выдвижение кандидатов, обсуждение и голосование в порядке, установленном статьями 9 — 12 настоящего Регламента и настоящей статьей. Депутат Палаты представителей не может быть выдвинут кандидатом на должности Председателя Палаты представителей, его заместителя более двух раз в течение одной сессии Палаты представителей.

 

Кандидаты на должности Председателя Палаты представителей, заместителя Председателя Палаты представителей считаются избранными, если в результате голосования они получили большинство голосов от полного состава Палаты представителей.

 

Избрание Председателя Палаты представителей, его заместителя оформляется постановлениями Палаты представителей.

 

Статья 14. Председатель Палаты представителей, его заместитель подотчетны Палате представителей.

 

Председатель Палаты представителей, его заместитель освобождаются от должности в случае досрочного прекращения их полномочий в качестве депутата Палаты представителей.

 

Председатель Палаты представителей, его заместитель могут быть досрочно освобождены от должности по решению Палаты представителей в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, требований Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь, а также по их личной инициативе (назначение на другие государственные должности в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, состояние здоровья, иные причины, препятствующие исполнению ими своих обязанностей).

 

Вопрос о досрочном освобождении от должности Председателя Палаты представителей, его заместителя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, требований Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь может предлагаться для рассмотрения Палатой представителей Председателем Палаты представителей, его заместителем, депутатами Палаты представителей, Советом Палаты представителей, постоянными комиссиями, депутатскими группами.

 

Предложение о досрочном освобождении от должности Председателя Палаты представителей, его заместителя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, требований Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь рассматривается постоянной комиссией, к ведению которой относятся вопросы депутатской этики. Указанная постоянная комиссия готовит по этому вопросу заключение.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Палаты представителей, его заместителя по их личной инициативе Председатель Палаты представителей, его заместитель должны представить заявление с изложением причин, препятствующих исполнению ими своих обязанностей.

 

При рассмотрении вопросов о досрочном освобождении от должности Председателя Палаты представителей или его заместителя им должно быть предоставлено слово для выступления.

 

Решение о досрочном освобождении от должности Председателя Палаты представителей, его заместителя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, требований Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней.

 

Решение о досрочном освобождении от должности Председателя Палаты представителей, его заместителя по их личной инициативе принимается открытым голосованием.

 

Решение о досрочном освобождении от должности Председателя Палаты представителей, его заместителя принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей.

 

Статья 15. Председатель Палаты представителей:

 

осуществляет общее руководство Палатой представителей;

 

ведет заседания Палаты представителей;

 

назначает из числа постоянных комиссий головную комиссию для предварительного рассмотрения проекта закона, временного декрета Президента Республики Беларусь и направляет их в постоянные комиссии для подготовки к рассмотрению Палатой представителей в соответствии с настоящим Регламентом;

 

направляет в Совет Республики принятые Палатой представителей проекты законов;

 

ведает внутренним распорядком работы Палаты представителей;

 

возглавляет Совет Палаты представителей;

 

дает поручения постоянным комиссиям, Секретариату Палаты представителей и иным органам Палаты представителей по вопросам, относящимся к их ведению;

 

подписывает постановления Палаты представителей и решения Совета Палаты представителей;

 

вносит вопросы для рассмотрения Советом Палаты представителей;

 

представляет Палату представителей во взаимоотношениях с Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, Советом Республики и иными государственными органами, а также с общественными объединениями, органами и организациями иностранных государств, международными организациями, координирует взаимодействие Палаты представителей с указанными органами, объединениями и организациями;

 

принимает участие в церемонии принесения Присяги Президентом Республики Беларусь, приведения к присяге судей Конституционного Суда Республики Беларусь;

 

направляет и контролирует деятельность Секретариата Палаты представителей;

 

издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

 

отменяет распоряжения заместителя Председателя Палаты представителей;

 

осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», настоящим Регламентом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

 

Статья 16. Заместитель Председателя Палаты представителей:

 

исполняет поручения Председателя Палаты представителей и в случае необходимости его замещает;

 

координирует работу постоянных комиссий, Секретариата Палаты представителей и иных органов Палаты представителей, в том числе по распространению информации о работе Палаты представителей и ее органов в средствах массовой информации и на сайте Палаты представителей;

 

организует подготовку постоянными комиссиями вопросов для рассмотрения Палатой представителей;

 

организует подготовку заседаний Палаты представителей и заседаний Совета Палаты представителей;

 

принимает решение об аккредитации журналистов средств массовой информации при Палате представителей сроком до одного года;

 

дает поручения постоянным комиссиям и иным органам Палаты представителей по вопросам, относящимся к их ведению;

 

готовит и вносит предложения по вопросам структуры Секретариата Палаты представителей;

 

издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

 

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

 

По поручению Председателя Палаты представителей заместитель Председателя Палаты представителей решает вопросы, входящие в компетенцию Председателя Палаты представителей.

 

Глава 3


СОВЕТ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

 

Статья 17. Совет Палаты представителей является постоянно действующим коллегиальным органом, подотчетным Палате представителей.

 

В состав Совета Палаты представителей входят Председатель Палаты представителей, его заместитель, председатели постоянных комиссий. Решение о формировании Совета Палаты представителей оформляется постановлением Палаты представителей.

 

Совет Палаты представителей возглавляет Председатель Палаты представителей.

 

Статья 18. Совет Палаты представителей осуществляет свою работу, как правило, в форме открытых заседаний. В случае, если этого требуют интересы государства, Совет Палаты представителей может большинством голосов от его полного состава принять решение о проведении закрытого заседания.

 

Заседание Совета Палаты представителей правомочно при условии, что на нем присутствует более половины от его полного состава. Заседания Совета Палаты представителей созываются Председателем Палаты представителей, а в его отсутствие — заместителем Председателя Палаты представителей по мере необходимости, как правило, не реже одного раза в месяц. Заседание Совета Палаты представителей может созываться также (в том числе безотлагательно) по предложению не менее одной трети членов Совета Палаты представителей.

 

Совет Палаты представителей в целях организации деятельности Палаты представителей и ее органов:

 

организует работу по подготовке сессий Палаты представителей;

 

принимает решения о внесении на рассмотрение Палаты представителей проекта повестки дня сессии Палаты представителей, проектов постановлений о ее изменении и (или) дополнении;

 

принимает меры по обеспечению присутствия депутатов Палаты представителей на заседаниях Палаты представителей;

 

решает вопросы, связанные с созывом и проведением сессий Палаты представителей;

 

заслушивает сообщения по вопросам работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей;

 

дает Секретариату Палаты представителей поручения, связанные с созывом и проведением сессий Палаты представителей, законопроектной деятельностью и иными вопросами, относящимися к его ведению;

 

вносит в случае необходимости предложения о создании, реорганизации или ликвидации постоянных и временных комиссий Палаты представителей;

 

принимает меры по организационному, правовому, методическому и информационному обеспечению работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей;

 

создает в случае необходимости для подготовки и доработки проектов законов и иных актов при Совете Палаты представителей рабочие группы из числа депутатов Палаты представителей, специалистов, ученых;

 

дает поручения постоянным комиссиям и иным органам Палаты представителей по вопросам, относящимся к их ведению;

 

создает в случае необходимости специальную комиссию для предварительного рассмотрения проекта закона и подготовки его для рассмотрения Палатой представителей;

 

информирует депутатов Палаты представителей о решениях, принятых Советом Палаты представителей;

 

ходатайствует перед Президентом Республики Беларусь о награждении депутатов Палаты представителей, работников Секретариата Палаты представителей государственными наградами Республики Беларусь;

 

принимает решения о награждении Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь;

 

осуществляет контроль за своевременным рассмотрением запросов, предложений и замечаний депутатов Палаты представителей;

 

принимает решения о направлении парламентских делегаций, лиц, сопровождающих парламентские делегации, передовых групп парламентских делегаций, депутатов Палаты представителей, работников Секретариата Палаты представителей в служебные командировки за границу, а также утверждает отчеты депутатов Палаты представителей о результатах служебных командировок за границу, в которых они находились в связи с их депутатскими полномочиями;

 

утверждает план международного парламентского сотрудничества Палаты представителей с парламентами иностранных государств, международными парламентскими и иными международными организациями;

 

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

 

Статья 19. Акты Совета Палаты представителей принимаются большинством голосов от его полного состава в форме решений и подписываются Председателем Палаты представителей, а в его отсутствие — заместителем Председателя Палаты представителей.

 

Проект решения, рассматриваемого Советом Палаты представителей, предварительно визируется на оборотной стороне последнего листа работником и руководителем структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект решения, работниками структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, и на лицевой стороне последнего листа председателем головной комиссии (в случае его отсутствия — его заместителем), руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия — их заместителями), Начальником Секретариата Палаты представителей (в случае его отсутствия — его заместителем)*.

 

В случае несогласия с предлагаемым проектом решения либо его частью визирование осуществляется с приложением замечаний и (или) предложений.

 

Решение Совета Палаты представителей визируется на оборотной стороне последнего листа работником и руководителем структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект решения, работниками структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, на лицевой стороне последнего листа председателем головной комиссии (в случае его отсутствия –– его заместителем), руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия –– их заместителями), Начальником Секретариата Палаты представителей (в случае его отсутствия –– его заместителем)*.

 

В случае необходимости по поручению Председателя Палаты представителей или его заместителя в период между заседаниями Совета Палаты представителей может быть принято решение Совета Палаты представителей путем опроса членов Совета Палаты представителей посредством сбора подписей.

 

Статья 20. Депутаты Палаты представителей, а в необходимых случаях государственные органы и общественные объединения информируются о дате и повестке дня заседания Совета Палаты представителей, совместного заседания Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики.

 

Президент Республики Беларусь и его полномочные представители, Премьер-министр Республики Беларусь, а также иные члены Правительства Республики Беларусь имеют право присутствовать на заседаниях Совета Палаты представителей, совместных заседаниях Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики, в том числе закрытых, выступать на них в любое время с речью или сообщением.

 

Депутаты Палаты представителей имеют право участвовать в заседаниях Совета Палаты представителей, совместных заседаниях Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики с правом совещательного голоса. На заседаниях Совета Палаты представителей, совместных заседаниях Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики имеют право присутствовать Начальник Секретариата Палаты представителей, его заместители, руководители структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, а в случае их отсутствия — их заместители.

 

На заседания Совета Палаты представителей, совместные заседания Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики по разрешению Председателя Палаты представителей или его заместителя могут приглашаться представители государственных органов и общественных объединений.

 

Предложения о приглашении указанных лиц могут вноситься председателями постоянных комиссий, руководителями иных органов Палаты представителей, Начальником Секретариата Палаты представителей, а в их отсутствие — их заместителями.

 

Членам Совета Палаты представителей, лицам, приглашенным на заседание Совета Палаты представителей, совместное заседание Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики, как правило, не позднее чем за сутки до начала заседания сообщается, какие вопросы планируются к рассмотрению, и предоставляются необходимые материалы.

 

Информация об основных вопросах, рассмотренных на заседаниях Совета Палаты представителей, совместных заседаниях Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики, и о принятых на них решениях может распространяться в средствах массовой информации и на сайте Палаты представителей.

 

Статья 21. Повестка дня заседания Совета Палаты представителей утверждается большинством голосов от полного состава Совета Палаты представителей.

 

На заседаниях Совета Палаты представителей ведутся протоколы, которые подписываются председательствующим на заседании. Стенографический отчет заседаний Совета Палаты представителей прилагается к протоколу.

 

В протоколе заседания Совета Палаты представителей указываются:

 

дата и время проведения заседания;

 

перечень членов Совета Палаты представителей и других лиц, присутствовавших на заседании, с указанием должностей и организаций, которые они представляют;

 

повестка дня;

 

председательствующий на заседании и выступающие;

 

предложения, внесенные на голосование;

 

результаты голосования и принятые решения.

 

К протоколу заседания Совета Палаты представителей прилагаются:

 

подписанные решения Совета Палаты представителей;

 

материалы, которые рассматривались на заседании.

 

Статья 22. Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики вправе проводить совместные заседания для координации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания.

 

Решения о проведении совместных заседаний Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от полного состава соответственно Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики.

 

Организация проведения совместных заседаний Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики возлагается на секретариаты палат Национального собрания.

 

Совместные заседания Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики ведут по согласованию между собой председатели Палаты представителей и Совета Республики, а при необходимости — их заместители.

 

Совместные заседания Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики считаются правомочными при условии, что на них присутствует более половины от полного состава Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики.

 

Совместные заседания Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики проводятся открыто. Если Совет Палаты представителей либо Президиум Совета Республики приняли решение о проведении закрытого совместного заседания, проводится закрытое совместное заседание.

 

Решения по вопросам, обсуждаемым на совместном заседании Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики, принимаются раздельным голосованием большинством голосов от полного состава соответственно Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики.

 

Повестка дня совместного заседания Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики утверждается раздельным голосованием большинством голосов от полного состава соответственно Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики. На совместном заседании Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики ведется протокол. Стенографический отчет совместного заседания Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики прилагается к протоколу.

 

Протокол совместного заседания Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики подписывает председательствующий.

 

В протоколе совместного заседания Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики указываются:

 

дата и время проведения заседания;

 

перечень членов Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики и других лиц, присутствовавших на заседании, с указанием должностей и организаций, которые они представляют;

 

повестка дня;

 

председательствующий на заседании и выступающие;

 

предложения, внесенные на голосование;

 

результаты голосования и принятые решения.

 

К протоколу совместного заседания Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики прилагаются:

 

подписанные решения Совета Палаты представителей;

 

материалы, которые рассматривались на заседании.

 

Глава 4


КОМИССИИ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

 

Статья 23. Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, избираются постоянные комиссии.

 

Постоянные комиссии являются постоянно действующими органами Палаты представителей.

 

Статья 24. Постоянные комиссии избираются Палатой представителей из числа депутатов Палаты представителей на срок ее полномочий в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов постоянных комиссий.

 

Перечень и состав постоянных комиссий определяются Палатой представителей и утверждаются постановлениями Палаты представителей. Внесение изменений и (или) дополнений в перечень и (или) состав постоянных комиссий осуществляется по предложениям Совета Палаты представителей, постоянных комиссий, депутатов Палаты представителей и утверждается постановлением Палаты представителей.

 

Состав постоянных комиссий предлагается на рассмотрение Палаты представителей Советом Палаты представителей, депутатами Палаты представителей. При формировании состава постоянных комиссий учитываются пожелания депутатов Палаты представителей. Заявления депутатов Палаты представителей о желании работать в какой-либо постоянной комиссии подаются на имя Председателя Палаты представителей.

 

Статья 25. В состав постоянной комиссии входят от 5 до 13 депутатов Палаты представителей.

 

Занятие должности председателя постоянной комиссии, заместителя (заместителей) председателя постоянной комиссии несовместимо с занятием других государственных должностей.

 

Кандидатуры на должность председателя постоянной комиссии вправе выдвигать депутаты Палаты представителей, а также Совет Палаты представителей, постоянные комиссии, депутатские группы, если они сформированы.

 

Депутат Палаты представителей вправе выдвигать собственную кандидатуру на должность председателя постоянной комиссии.

 

Выдвижение кандидатур на должность председателя постоянной комиссии прекращается по решению Палаты представителей, принятому большинством голосов от полного состава Палаты представителей.

 

Депутаты Палаты представителей, выдвинутые кандидатами на должность председателя постоянной комиссии и не заявившие о самоотводе, выступают на заседании Палаты представителей и отвечают на вопросы депутатов Палаты представителей. Продолжительность выступления кандидатов на должность председателя постоянной комиссии и время ответов на вопросы определяются Палатой представителей.

 

Депутаты Палаты представителей имеют право излагать свои аргументы за или против выдвинутых кандидатур.

 

Обсуждение кандидатур прекращается по решению Палаты представителей, принятому большинством голосов от полного состава Палаты представителей.

Избрание председателей постоянных комиссий осуществляется тайным голосованием.

 

В бюллетень для тайного голосования по кандидатурам на должность председателя постоянной комиссии включаются без голосования все выдвинутые кандидатуры, за исключением заявивших о самоотводе. Тайное голосование проводится в порядке, установленном статьями 94 — 99 настоящего Регламента.

Статья 26. В случае, если на должность председателя постоянной комиссии было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимого для избрания количества голосов, проводится голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее количество голосов.

 

Если при голосовании ни один из двух кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводятся повторные выборы: новое выдвижение кандидатов, обсуждение и голосование в порядке, установленном статьей 25 настоящего Регламента и настоящей статьей. Депутат Палаты представителей не может быть выдвинут кандидатом на должность председателя постоянной комиссии более двух раз в течение одной сессии Палаты представителей.

 

Кандидат на должность председателя постоянной комиссии считается избранным, если в результате голосования он получил большинство голосов от полного состава Палаты представителей.

 

Избрание председателя постоянной комиссии оформляется постановлением Палаты представителей.

 

Выдвижение кандидатур на должность заместителя (заместителей) председателя постоянной комиссии осуществляется на заседании постоянной комиссии.

 

Кандидатуры на должность заместителя (заместителей) председателя постоянной комиссии вносятся на утверждение Палаты представителей соответствующей комиссией. Решение об утверждении заместителя (заместителей) председателя постоянной комиссии принимается открытым голосованием и оформляется постановлением Палаты представителей.

 

Статья 27. Председатель постоянной комиссии и его заместитель (заместители) освобождаются от должности в случае досрочного прекращения их полномочий в качестве депутата Палаты представителей.

 

Председатель постоянной комиссии и его заместитель (заместители) могут быть досрочно освобождены от должности по решению Палаты представителей в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, требований Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь, а также по их личной инициативе (назначение на другие государственные должности в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, состояние здоровья и иные обстоятельства, препятствующие исполнению ими своих обязанностей).

 

Вопрос о досрочном освобождении от должности председателя постоянной комиссии, его заместителя (заместителей) может предлагаться для рассмотрения Палатой представителей Председателем Палаты представителей, его заместителем, депутатами Палаты представителей — членами соответствующей постоянной комиссии, Советом Палаты представителей.

 

Предложение о досрочном освобождении от должности председателя постоянной комиссии, его заместителя (заместителей) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, требований Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь рассматривается постоянной комиссией, к ведению которой относятся вопросы депутатской этики. Указанная постоянная комиссия готовит по этому вопросу заключение.

 

В случае досрочного освобождения от должности председателя постоянной комиссии, его заместителя (заместителей) по личной инициативе председатель постоянной комиссии, его заместитель (заместители) должны представить заявление с изложением причин, препятствующих исполнению ими своих обязанностей.

 

При рассмотрении вопроса о досрочном освобождении от должности председателя постоянной комиссии или его заместителя (заместителей) им должно быть предоставлено слово для выступления.

 

Решение о досрочном освобождении от должности председателя постоянной комиссии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, требований Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней.

 

Решение о досрочном освобождении от должности председателя постоянной комиссии по его личной инициативе принимается открытым голосованием.

 

Решение о досрочном освобождении от должности заместителя председателя постоянной комиссии принимается открытым голосованием.

 

Решение о досрочном освобождении от должности председателя постоянной комиссии, его заместителя (заместителей) принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей.

 

Статья 28. Каждый депутат Палаты представителей обязан входить в состав только одной из постоянных комиссий.

 

Председатель Палаты представителей и его заместитель не могут входить в состав постоянных комиссий.

 

Статья 29. При избрании депутатов Палаты представителей в постоянные комиссии голосование проводится в целом по составу комиссии, если от депутатов Палаты представителей не поступило возражений по персональному составу. При наличии возражений по персональному составу постоянной комиссии голосование проводится персонально по каждому депутату Палаты представителей, кандидатура которого предлагается в состав постоянной комиссии.

 

Статья 30. Заседания постоянной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

 

Заседание постоянной комиссии проводится открыто, если постоянная комиссия не приняла иного решения.

 

Заседание постоянной комиссии созывается ее председателем либо по его поручению — заместителем, а также по требованию не менее одной трети от полного состава постоянной комиссии.

 

Председатель постоянной комиссии либо по его поручению заместитель заблаговременно уведомляют членов постоянной комиссии о заседании, а в случае необходимости — других лиц, приглашаемых на заседание.

 

Заседание постоянной комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от полного состава постоянной комиссии.

 

Заседание проводит председатель постоянной комиссии, а в его отсутствие — заместитель (один из заместителей) председателя постоянной комиссии.

 

Депутат Палаты представителей обязан присутствовать на заседаниях постоянной комиссии, членом которой он является. О невозможности присутствовать на заседании постоянной комиссии по уважительной причине депутат Палаты представителей заблаговременно информирует председателя постоянной комиссии, а в его отсутствие — одного из заместителей председателя постоянной комиссии.

 

Решение постоянной комиссии принимается большинством голосов от ее полного состава и оформляется протоколом заседания постоянной комиссии, который подписывается председательствующим на заседании.

 

Протоколы заседаний постоянных комиссий являются служебными документами внутреннего пользования и предоставляются депутатам Палаты представителей либо иным лицам с согласия председателей постоянных комиссий.

 

Все документы постоянных комиссий хранятся в течение календарного года в постоянных комиссиях, а затем передаются в Секретариат Палаты представителей.

 

В случае необходимости по поручению председателя постоянной комиссии в период между заседаниями постоянной комиссии может быть принято решение постоянной комиссии путем опроса ее членов посредством сбора подписей.

 

Статья 31. В заседаниях постоянной комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Палаты представителей, не входящие в ее состав, представители субъектов права законодательной инициативы, а также приглашенные председателем постоянной комиссии работники Секретариата Палаты представителей, должностные лица государственных органов и иных государственных организаций, специалисты и эксперты.

 

Приглашенные для участия в заседании постоянной комиссии имеют право участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов, давать справки, задавать вопросы, передавать в постоянную комиссию тексты своих выступлений для приобщения к протоколу заседания постоянной комиссии.

 

На заседание постоянной комиссии могут быть приглашены представители заинтересованных организаций, журналисты средств массовой информации, аккредитованные при Палате представителей.

 

Статья 32. Постоянные комиссии вправе проводить совместные заседания. Совместное заседание постоянных комиссий считается правомочным, если на нем присутствует более половины от полного состава каждой из постоянных комиссий, участвующих в совместном заседании.

 

На совместном заседании постоянных комиссий председательствует по взаимной договоренности председатель одной из постоянных комиссий, а при его отсутствии — его заместитель.

 

Решение совместного заседания постоянных комиссий принимается большинством голосов от полного состава каждой из постоянных комиссий, участвующих в совместном заседании, и оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании, и передается в каждую постоянную комиссию, принимавшую участие в заседании.

 

Статья 33. Постоянные комиссии:

 

готовят проекты законов к рассмотрению Палатой представителей;

 

предварительно рассматривают и готовят вопросы, относящиеся к компетенции Палаты представителей;

 

осуществляют подготовку заключений по проектам законов и иных нормативных правовых актов, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции Палаты представителей;

 

по поручению Председателя Палаты представителей, а также по своей инициативе разрабатывают проекты законов и иных нормативных правовых актов;

 

рассматривают обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, содержащие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь по направлениям деятельности постоянных комиссий. Проведение личного приема граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей и представителей юридических лиц в Палате представителей осуществляется в порядке, установленном решением Совета Палаты представителей;

 

организуют проведение парламентских слушаний;

 

создают рабочие группы из числа членов постоянной комиссии, других депутатов Палаты представителей, а также представителей государственных органов и иных государственных организаций, общественных объединений, научных организаций;

 

привлекают к своей работе специалистов и экспертов, назначают экспертизу проектов законов, создают на общественных началах научные, консультативные и другие советы по вопросам, входящим в компетенцию постоянной комиссии;

 

приглашают для участия в предварительном рассмотрении проектов законов, других вопросов, отнесенных к компетенции Палаты представителей, представителей государственных органов и иных организаций;

 

осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

 

Статья 34. Постоянная комиссия, к ведению которой относятся вопросы международных отношений, рассматривает кандидатуры для назначения на должности послов Республики Беларусь в иностранных государствах и постоянных представителей Республики Беларусь при международных организациях.

 

При рассмотрении кандидатур для назначения на должности послов Республики Беларусь в иностранных государствах и постоянных представителей Республики Беларусь при международных организациях на заседание постоянной комиссии, к ведению которой относятся вопросы международных отношений, приглашаются представитель Министерства иностранных дел Республики Беларусь, а также кандидат на соответствующую должность.

 

При необходимости постоянная комиссия, к ведению которой относятся вопросы международных отношений, может принять решение о проведении закрытого заседания.

 

По результатам рассмотрения кандидатур на должности, указанные в части первой настоящей статьи, постоянная комиссия, к ведению которой относятся вопросы международных отношений, принимает решение рекомендательного характера.

 

Решение постоянной комиссии принимается большинством голосов от ее полного состава и оформляется протоколом заседания постоянной комиссии.

Решение в форме выписки из протокола заседания постоянной комиссии, к ведению которой относятся вопросы международных отношений, в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется в Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

 

Статья 35. Постоянные комиссии, к ведению которых относятся вопросы национальной безопасности и международных отношений, письменно согласовывают проекты решений о направлении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников, а также гражданского персонала за пределы Республики Беларусь для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности и об их досрочном отзыве.

 

Статья 36. Постоянные комиссии запрашивают у государственных органов и иных государственных организаций, должностных лиц документы и материалы, необходимые для их деятельности.

 

Государственные органы и иные государственные организации, должностные лица не позднее месячного или иного согласованного срока представляют документы и материалы, запрошенные постоянными комиссиями в пределах их компетенции. Представление сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

Статья 37. Постоянные комиссии имеют право вносить предложения по повестке дня сессии Палаты представителей в Совет Палаты представителей либо непосредственно в Палату представителей.

 

Постоянные комиссии вправе вносить в Совет Палаты представителей предложения по подготовке иных вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей.

 

Статья 38. Палата представителей при необходимости создает временные комиссии.

 

Порядок формирования состава временных комиссий, задачи и порядок их деятельности определяются решениями Палаты представителей.

Решения о создании временных комиссий считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляются постановлениями Палаты представителей.

 

Временные комиссии избираются из числа депутатов Палаты представителей в составе председателя, заместителя председателя и членов комиссии. Временные комиссии могут привлекать к своей работе специалистов и экспертов, не являющихся депутатами Палаты представителей.

 

Избрание депутата Палаты представителей в состав временной комиссии не прекращает его членства в составе постоянной комиссии.

 

Депутаты Палаты представителей, не избранные в состав временной комиссии, могут участвовать в ее работе с правом совещательного голоса.

 

Заседание временной комиссии проводится открыто, если комиссия не приняла иного решения.

 

Временные комиссии подотчетны Палате представителей и ответственны перед нею.

 

Временные комиссии вправе запрашивать документы, материалы, необходимые для их деятельности, осуществлять иные предоставленные им полномочия в порядке, установленном настоящим Регламентом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

 

Государственные органы и иные государственные организации, должностные лица не позднее месячного или иного согласованного срока представляют документы и материалы, запрошенные временной комиссией в пределах ее компетенции. Представление сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

По результатам деятельности временная комиссия представляет Палате представителей доклад по вопросам, в связи с которыми она была создана.

 

Члены временной комиссии, имеющие особое мнение, могут огласить его на заседании Палаты представителей или представить в письменной форме председательствующему на этом заседании. По докладу временной комиссии Палатой представителей принимается постановление.

 

Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или досрочно на основании решения Палаты представителей. Решение Палаты представителей о прекращении деятельности временной комиссии оформляется постановлениями Палаты представителей.

 

Глава 5


ДЕПУТАТСКИЕ ГРУППЫ

 

Статья 39. Депутаты Палаты представителей для коллективного обсуждения и высказывания мнений по проектам законов и иным вопросам, относящимся к ведению Палаты представителей, реализации предвыборных программ вправе объединяться в постоянные либо временные депутатские группы.

 

Статья 40. Создание депутатской группы основывается на добровольном волеизъявлении депутатов Палаты представителей.

 

Статья 41. Депутатская группа может быть создана и осуществляет свою деятельность при наличии не менее 10 депутатов Палаты представителей, желающих войти в ее состав. Депутаты Палаты представителей могут свободно входить в депутатские группы и выходить из них.

 

Статья 42. Руководитель депутатской группы избирается ее членами.

 

Депутатские группы самостоятельно определяют не противоречащий настоящему Регламенту порядок своей работы. От имени депутатской группы могут выступать ее руководитель, иные ее члены, уполномоченные группой.

 

Статья 43. Депутаты Палаты представителей, образовавшие депутатскую группу, в письменной форме уведомляют Председателя Палаты представителей о ее создании. Письменное уведомление должно быть подписано каждым членом группы. В уведомлении сообщаются наименование группы, ее состав, а также кратко указываются ее цели и задачи, фамилия, имя и отчество руководителя.

 

Статья 44. Председатель Палаты представителей обязан на ближайшем заседании Палаты представителей объявить о создании депутатской группы.

 

Об изменении наименования депутатской группы, ее состава, руководителя, прекращении ее деятельности руководитель депутатской группы либо ее представитель извещают Председателя Палаты представителей в письменной форме. Председатель Палаты представителей информирует Палату представителей об этих изменениях на ближайшем заседании Палаты представителей.

 

Статья 45. Каждая депутатская группа имеет право на выступление или заявление своего представителя от имени депутатской группы при обсуждении любого вопроса на заседаниях Палаты представителей.

 

Обсуждение вопроса на заседании Палаты представителей не может быть прекращено без предоставления слова руководителю депутатской группы или ее представителю, настаивающим на выступлении.


Назад | В начало
© 2017 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.