Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив


Регламентирующие документы »

Регламент Палаты представителей

Раздел I. Общие положения
Раздел II. Первое заседание Палаты представителей нового созыва. Порядок формирования органов Палаты представителей, формы их деятельности
Раздел III. Организация деятельности Палаты представителей
Раздел IV. Законодательный процесс
Раздел V. Процедура рассмотрения отдельных вопросов, отнесенных к ведению Палаты представителей
Раздел VI. Осуществление Палатой представителей контрольных полномочий. Международное сотрудничество
Раздел VII. Правила депутатской этики в Палате представителей. Обеспечение деятельности Палаты представителей
Раздел VIII. Заключительные положения



Раздел V. Процедура рассмотрения отдельных вопросов, отнесенных к ведению Палаты представителей

 

Глава 28

 

РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ О ПРОВЕДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 218. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

 

Статья 219. Вопрос о внесении Президенту Республики Беларусь предложения о проведении республиканского референдума рассматривается Палатой представителей по инициативе депутатов Палаты представителей.

 

Статья 220. Палата представителей при внесении предложения о проведении республиканского референдума включает соответствующий вопрос в повестку дня сессии и поручает постоянной комиссии, к ведению которой относятся вопросы государственного строительства, подготовить заключение по предложению.

 

После подготовки заключения постоянной комиссией, к ведению которой относятся вопросы государственного строительства, предложение о проведении республиканского референдума рассматривается Палатой представителей. Решение по предложению о проведении республиканского референдума принимается Палатой представителей большинством голосов от полного состава Палаты представителей и оформляется постановлением, которое направляется в Совет Республики.

 

Постановление Палаты представителей должно содержать предложения о:

 

дате республиканского референдума;

 

вопросах, выносимых на республиканский референдум;

 

рассмотрении Советом Республики вопроса о проведении республиканского референдума.

 

Статья 221. Палата представителей рассматривает предложение Совета Республики о проведении республиканского референдума и принимает одно из следующих решений:

 

согласиться с предложением Совета Республики о проведении республиканского референдума;

 

отклонить предложение Совета Республики о проведении республиканского референдума.

 

Постановление Палаты представителей по предложению Совета Республики о проведении республиканского референдума направляется Президенту Республики Беларусь.

 

Глава 29


НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ОБ ОТСТАВКЕ, ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ СМЕЩЕНИИ С ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Статья 222. Палата представителей не позднее чем за пять месяцев до истечения срока полномочий предыдущего Президента Республики Беларусь назначает выборы Президента Республики Беларусь.

 

В случае вакансии должности Президента Республики Беларусь выборы назначаются не позднее чем через три дня со дня открытия вакансии, если вакансия открылась в период проведения сессии Палаты представителей. Если вакансия должности Президента Республики Беларусь открылась в период между сессиями Палаты представителей, по инициативе исполняющего обязанности Президента Республики Беларусь либо по требованию не менее двух третей от полного состава Палаты представителей для назначения выборов Президента Республики Беларусь созывается внеочередная сессия Палаты представителей в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь».

 

Решение о назначении выборов Президента Республики Беларусь и об обеспечении организационных мероприятий по их подготовке и проведению принимается Палатой представителей и оформляется постановлением Палаты представителей.

 

Статья 223. Президент Республики Беларусь может в любое время подать в отставку.

 

Палата представителей принимает отставку Президента Республики Беларусь. Заявление об отставке направляется Президентом Республики Беларусь в Палату представителей в письменной форме.

 

Палата представителей обязана рассмотреть заявление об отставке Президента Республики Беларусь в течение пяти дней со дня его поступления в Палату представителей.

 

Если Президент Республики Беларусь принимает решение об отставке в период между сессиями Палаты представителей, одновременно с подачей заявления об отставке созывается внеочередная сессия Палаты представителей для рассмотрения данного вопроса.

 

Решение о принятии отставки Президента Республики Беларусь считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Решение о принятии отставки Президента Республики Беларусь оформляется постановлением Палаты представителей.

 

Статья 224. Палаты Национального собрания могут принять решение о досрочном освобождении от должности Президента Республики Беларусь при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента Республики Беларусь.

 

Решение о досрочном освобождении от должности Президента Республики Беларусь принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами Национального собрания комиссии.

 

Решение Палаты представителей о создании комиссии оформляется постановлением Палаты представителей.

 

Статья 225. Президент Республики Беларусь может быть смещен с должности в связи с совершением измены государству или иного особо тяжкого преступления.

 

Решение о выдвижении обвинения против Президента Республики Беларусь и его расследовании считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети депутатов Палаты представителей.

 

На основании решения Палаты представителей Совет Республики организует расследование выдвинутого обвинения.

 

О дате и времени заседаний Совета Республики и Палаты представителей по рассмотрению вопроса о смещении с должности Президента Республики Беларусь уведомляются Президент Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь.

 

Решение о смещении с должности Президента Республики Беларусь в связи с совершением измены государству или иного особо тяжкого преступления считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей и не менее двух третей от полного состава Совета Республики.

 

Непринятие Палатой представителей и Советом Республики решения о смещении Президента Республики Беларусь с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.

 

Предложение о смещении Президента Республики Беларусь с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь вопроса о досрочном прекращении полномочий палат Национального собрания.

 

Глава 30


ОБРАЩЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ К ПАРЛАМЕНТУ

 

Статья 226. Президент Республики Беларусь обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются на совместных заседаниях Палаты представителей и Совета Республики без обсуждения и принятия по ним решения.

 

Статья 227. Решение о проведении совместного заседания палат Национального собрания для заслушивания ежегодного послания Президента Республики Беларусь к Парламенту принимается палатами Национального собрания с согласия Президента Республики Беларусь.

 

Глава 31


РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСА О ДАЧЕ СОГЛАСИЯ НА НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Статья 228. Палата представителей по представлению Президента Республики Беларусь дает согласие на назначение Премьер-министра Республики Беларусь.

 

Статья 229. Предложение Президента Республики Беларусь по кандидатуре Премьер-министра Республики Беларусь рассматривается в постоянных комиссиях, заключения которых перед голосованием докладываются постоянной комиссией, к ведению которой относятся вопросы государственного строительства.

 

Статья 230. Депутаты Палаты представителей вправе задавать вопросы Президенту Республики Беларусь и кандидату в Премьер-министры Республики Беларусь, высказывать свои мнения по предложенной кандидатуре, агитировать за или против нее.

 

Статья 231. Решение по вопросу о даче согласия Президенту Республики Беларусь на назначение Премьер-министра Республики Беларусь принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра Республики Беларусь. Если предложение по кандидатуре Премьер-министра Республики Беларусь внесено в период между сессиями Палаты представителей, для его рассмотрения созывается внеочередная сессия Палаты представителей в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами Республики Беларусь.

 

Статья 232. Решение по вопросу о даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Если решение по вопросу о даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь не принято, считается, что Палата представителей отказала в даче согласия.

 

В случае двукратного отказа Палаты представителей в даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра Республики Беларусь, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

 

Статья 233. Решение о даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь принимается Палатой представителей тайным голосованием в порядке, установленном статьями 94 — 99 настоящего Регламента. Решение Палаты представителей о даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь оформляется постановлением Палаты представителей.

 

Глава 32


РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ДОВЕРИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Статья 234. Палата представителей может выразить вотум недоверия Правительству Республики Беларусь.

 

Вопрос о выражении вотума недоверия Правительству Республики Беларусь рассматривается по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей. Вопрос об ответственности Правительства Республики Беларусь не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности.

 

Предложение депутатов Палаты представителей по вопросу о выражении вотума недоверия Правительству Республики Беларусь вносится в письменной форме.

 

Председатель Палаты представителей или его заместитель направляют это предложение в постоянные комиссии, которые передают свои замечания в постоянную комиссию, к ведению которой относятся вопросы государственного строительства. Постоянная комиссия, к ведению которой относятся вопросы государственного строительства, готовит заключение и вместе с необходимыми материалами передает в Совет Палаты представителей для включения этого вопроса в повестку дня ближайшего заседания Палаты представителей.

 

При рассмотрении вопроса о выражении вотума недоверия Правительству Республики Беларусь выступают Премьер-министр Республики Беларусь или лицо, исполняющее его обязанности.

 

Решение о выражении вотума недоверия Правительству Республики Беларусь считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Решение о выражении вотума недоверия Правительству Республики Беларусь оформляется постановлением Палаты представителей.

 

Статья 235. Палата представителей в двухмесячный срок после назначения Премьер-министра Республики Беларусь заслушивает его доклад о программе деятельности Правительства Республики Беларусь и одобряет или отклоняет программу.

 

Если доклад Премьер-министра Республики Беларусь не может быть заслушан в связи с окончанием сессии Палаты представителей, то может быть созвана внеочередная сессия Палаты представителей в срок, указанный в части первой настоящей статьи. Если внеочередная сессия не созывается, двухмесячный срок исчисляется со дня открытия очередной сессии Палаты представителей.

 

Депутаты Палаты представителей вправе задавать вопросы Премьер-министру Республики Беларусь, высказывать свои мнения о представленной программе деятельности Правительства Республики Беларусь, агитировать за или против нее.

 

Решение об одобрении программы деятельности Правительства Республики Беларусь считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Если решение об одобрении программы деятельности Правительства Республики Беларусь не принято, программа считается отклоненной.

 

Решение об одобрении или отклонении программы деятельности Правительства Республики Беларусь оформляется постановлением Палаты представителей.

В случае отклонения программы деятельности Правительства Республики Беларусь Палата представителей определяет в постановлении срок для заслушивания повторной программы деятельности Правительства Республики Беларусь, которая должна быть представлена не позднее двух месяцев со дня отклонения программы.

 

Повторное отклонение Палатой представителей программы деятельности Правительства Республики Беларусь означает выражение вотума недоверия Правительству Республики Беларусь.

 

Статья 236. Палата представителей рассматривает по инициативе Премьер-министра Республики Беларусь вопрос о доверии Правительству Республики Беларусь.

 

Премьер-министр Республики Беларусь может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству Республики Беларусь по представленной программе или по конкретному поводу.

 

Предложение о рассмотрении вопроса о доверии Правительству Республики Беларусь вносится Премьер-министром Республики Беларусь на имя Председателя Палаты представителей. Предварительная подготовка и включение данного вопроса в повестку дня сессии осуществляются в порядке, установленном настоящим Регламентом.

 

Решение о доверии Правительству Республики Беларусь считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Такое решение оформляется постановлением Палаты представителей. Если решение о доверии Правительству Республики Беларусь не принято, считается, что Правительству Республики Беларусь отказано в доверии.

 

Если Палата представителей отказывает в доверии Правительству Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства Республики Беларусь или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов.

 

Глава 33


РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСА О ДАЧЕ СОГЛАСИЯ НА ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В ОТНОШЕНИИ ДЕПУТАТА ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЕГО В КАЧЕСТВЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО ИЛИ ОБВИНЯЕМОГО ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ, ВОЗБУЖДЕННОМУ В ОТНОШЕНИИ ДРУГИХ ЛИЦ ЛИБО ПО ФАКТУ СОВЕРШЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ НА ЕГО ЗАДЕРЖАНИЕ И ИНОЕ ЛИШЕНИЕ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ

 

Статья 237. Депутат Палаты представителей пользуется неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Это не относится к обвинению его в клевете и оскорблении.

 

В течение срока своих полномочий депутат Палаты представителей может быть задержан и иным образом лишен личной свободы лишь с предварительного согласия Палаты представителей, за исключением случаев совершения измены государству, иного особо тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.

 

Статья 238. Вопрос о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении депутата Палаты представителей, на привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, за исключением Председателя Палаты представителей и его заместителя, решается Палатой представителей по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь, Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности.

 

О внесении представления Генерального прокурора Республики Беларусь, Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности, в Палату представителей депутат Палаты представителей незамедлительно ставится в известность.

 

В случае, когда представление Генерального прокурора Республики Беларусь, Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности, поступает в Палату представителей в период между сессиями Палаты представителей, для его рассмотрения может созываться внеочередная сессия Палаты представителей в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами Республики Беларусь.

 

Представление Генерального прокурора Республики Беларусь, Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности, дополнительные материалы, необходимые для решения вопроса, поставленного в представлении, направляются Председателем Палаты представителей или его заместителем в течение двух дней со дня их поступления в постоянную комиссию, к ведению которой относятся вопросы депутатского иммунитета, для предварительного рассмотрения и подготовки заключения.

 

По вопросу, указанному в части первой настоящей статьи, большинством голосов от полного состава Палаты представителей принимается мотивированное решение, о котором извещаются Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лица, исполняющие их обязанности.

 

При наличии к тому оснований Палата представителей может пересмотреть свое решение. Депутат Палаты представителей вправе участвовать в рассмотрении Палатой представителей вопроса о даче в отношении его согласия на возбуждение уголовного дела, на привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также на его задержание и иное лишение личной свободы.

 

О результатах рассмотрения дела депутата Палаты представителей в Верховном Суде Республики Беларусь Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лица, исполняющие их обязанности, в трехдневный срок информируют Палату представителей.

 

Глава 34


ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Статья 239. В целях контроля за конституционностью нормативных правовых актов в Республике Беларусь Палата представителей вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения:

 

о соответствии законов Республики Беларусь, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

 

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам Республики Беларусь и декретам Президента Республики Беларусь;

 

о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам Республики Беларусь, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

 

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам Республики Беларусь, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

 

Палата представителей вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением об изложении позиции Конституционного Суда Республики Беларусь о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

Государственные органы, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь о конституционном судопроизводстве не обладают правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений, иные организации, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, вправе обратиться к Палате представителей с инициативой о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассмотрение которых подведомственно Конституционному Суду Республики Беларусь.

 

Статья 240. Предложение о рассмотрении в Палате представителей вопроса об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь вносится в Палату представителей постоянными комиссиями Палаты представителей, депутатами Палаты представителей.

 

Председатель Палаты представителей, а в его отсутствие заместитель Председателя Палаты представителей назначают из числа постоянных комиссий головную комиссию для предварительного рассмотрения предложения постоянной комиссии Палаты представителей, депутата Палаты представителей о рассмотрении в Палате представителей вопроса об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь.

 

По результатам рассмотрения предложения постоянной комиссии Палаты представителей, депутата Палаты представителей головная комиссия готовит заключение, в котором указывается позиция головной комиссии о целесообразности рассмотрения Палатой представителей вопроса об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь. Отрицательное заключение головной комиссии не является основанием для отказа в рассмотрении Палатой представителей вопроса об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению постоянной комиссии Палаты представителей, депутата Палаты представителей.

 

Статья 241. Решение об обращении Палаты представителей в Конституционный Суд Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство от ее полного состава.

 

Текст обращения Палаты представителей в Конституционный Суд Республики Беларусь принимается постановлением Палаты представителей.

Обращение Палаты представителей вносится в Конституционный Суд Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь о конституционном судопроизводстве.


Назад | В начало
© 2017 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.