Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив


Архив » Архив III созыва » Законодательная деятельность » Подготовка и рассмотрение вопросов законодательной деятельности в постоянных комиссиях »

Комиссия по законодательству и судебно-правовым вопросам

Архив 2008 г. IX сессия
Архив 2008 г. VIII сессия
Архив 2007 г. VII сессия
Архив 2007 г. VI сессия
Архив 2006 г. V сессия
Архив 2006 г. IV сессия
Архив 2005 г. III сессия
Архив 2005 г. II сессия



ИНФОРМАЦИЯ по проекту Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

9 ноября 2006 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, внесенный Президентом Республики Беларусь.

 

Разработка данного проекта Кодекса обусловлена возникшей в настоящее время необходимостью комплексной и системной регламентации процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнения принятых по ним решений.

 

Указанный проект Кодекса находится в неразрывной связи с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года, соответствует концепции, положенной в его основу, и состоит из двух частей – процессуальной и исполнительной. Содержание процессуальной части составляют нормы, определяющие  задачи и принципы административного процесса, права и обязанности его участников, порядок ведения процесса, а также меры его обеспечения. В исполнительной части детально регламентируются процедура и условия  исполнения всех видов административных взысканий.

 

Одним из важнейших концептуальных положений проекта Кодекса по сравнению с действующим Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от  6 декабря 1984 года является сокращение количества государственных органов, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, почти в два раза.

 

Проектом Кодекса установлено, что наряду с общими судами рассмотрение дел об административных правонарушениях будут осуществлять  хозяйственные суды. При этом к исключительной компетенции судов отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, за которые предусмотрены административные взыскания в виде административного ареста, исправительных работ, лишения права заниматься определенной деятельностью, конфискации, взыскания стоимости предмета административного правонарушения.

 

Проект Кодекса предусматривает наделение прокурора более действенными полномочиями при осуществлении им надзора за законностью действий органов, ведущих административный процесс. Прокурор получит право отменять своим постановлением противоречащие законодательным актам Республики Беларусь постановления о производстве процессуальных действий и применении мер обеспечения административного процесса, за исключением постановлений, вынесенных судом. Это позволит ему не только оперативно реагировать на нарушения законодательства в области административного процесса,   но и жестко пресекать их.

 

Проектом Кодекса  закрепляются требования о неприкосновенности личности, уважении ее чести и достоинства, соблюдении презумпции невиновности. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, наделяется правом иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания – с момента объявления ему об административном задержании. Также более детально регламентируются права и обязанности всех участников административного процесса.

 

Проектом Кодекса существенно упрощается административный процесс. Так, по делам, по которым обстоятельства совершения административного правонарушения очевидны, а лицо, привлекаемое к ответственности, признает себя виновным, протокол об административном правонарушении не составляется. Выносится постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, при этом размер штрафа является минимальным – он должен соответствовать низшему пределу, предусмотренному санкцией статьи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, но не ниже пяти десятых базовой величины.

 

Проектом Кодекса вводится альтернативный порядок обжалования всех постановлений по делам об административных правонарушениях. Расширяется перечень органов, куда такие постановления могут быть обжалованы. Предполагается, что лица, которые их обжалуют, по своему усмотрению могут направить жалобу как в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу), так и в суд. Такой порядок в полной мере обеспечивает конституционный принцип, в соответствии с которым каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

 

Для физических лиц, в отношении которых вынесено постановление о наложении взыскания в виде административного ареста или штрафа, проектом Кодекса устанавливается возможность рассрочки исполнения данных видов взыскания в случае, если их немедленное исполнение невозможно. Так, по ходатайству лица, на которого наложено административное взыскание, исполнение административного ареста может быть рассрочено до двух месяцев, а исполнение штрафа – до шести месяцев.

 

Кроме того, проект Кодекса содержит ряд иных положений, направленных на обеспечение правильного и единообразного применения закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях.


Назад | В начало
© 2020 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.