Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив


Архив » Архив III созыва » Законодательная деятельность » Подготовка и рассмотрение вопросов законодательной деятельности в постоянных комиссиях »

Комиссия по национальной безопасности

Архив 2008 г. IX сессия
Архив 2008 г. VIII сессия
Архив 2007 г. VII сессия
Архив 2007 г. VI сессия
Архив 2006 г. V сессия
Архив 2006 г. IV сессия
Архив 2005 г. III сессия
Архив 2005 г. II сессия



Информация по проекту Закона Республики Беларусь ”О борьбе с коррупцией“

23 июня 2006 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект Закона Республики Беларусь ”О борьбе с коррупцией“, внесенный Президентом Республики Беларусь.

 

Законопроектом предполагается установить правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией.

 

Данный законопроект направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, устранения их последствий.

 

В проекте Закона, в частности, предлагается закрепить термин ”коррупция“. Это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

 

В законопроекте определены государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией. Это органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, законопроектом определена Прокуратура Республики Беларусь, а также закреплены ее полномочия в этой сфере.

 

Кроме того, законопроектом определены государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией. Это Комитет государственного контроля и его органы, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь, Государственный комитет пограничных войск Республики Беларусь и пограничные войска Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

В законопроекте предлагается система мер борьбы с коррупцией, которая предполагает:

 

планирование и координацию деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;

 

установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;

 

обеспечение правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью;

 

совершенствование системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

 

восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидацию иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

 

установление правовых запретов в целях разграничение служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц;

 

предоставление в установленном законодательными актами Республики Беларусь порядке государственным должностным и приравненным к ним лицам гарантий и компенсаций, связанных с ограничениями, установленными данным Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь в области борьбы с коррупцией;

 

недопущение финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

 

проведение криминологических исследований коррупционной преступности в целях ее оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременное принятие эффективных мер по ее предупреждению и профилактике;

 

сочетание борьбы с коррупцией с созданием экономических предпосылок для устранения причин коррупции.

 

Проект Закона содержит комплекс мер, направленных на предупреждение коррупции, которые, в частности, включают требования к порядку принятия отдельных решений государственными органами в сфере экономических отношений, требования, предъявляемые к лицам, претендующим на занятие должности государственного должностного лица, ограничения, устанавливаемые для государственных должностных лиц.

 

Все правонарушения, связанные с коррупцией, предлагается разделить на две группы: правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения.

 

Так, правонарушениями, создающими условия для коррупции, предлагается считать:

 

вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;

 

оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

 

использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;

 

участие государственного должностного лица в качестве поверенного третьих лиц в делах государственной организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной государственной организации;

 

использование государственным должностным или приравненным к нему лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;

 

отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицом предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление недостоверной либо неполной информации;

 

требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических и юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которых не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

 

нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;

создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

 

делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

 

нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь;

 

требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.

 

К коррупционным правонарушениям законопроектом предлагается относить:

 

вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

 

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда;

 

предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

 

действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц;

 

незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности;

 

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

 

принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую, лечебно-оздоровительную и иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением следующих поездок: по приглашению близких родственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и иностранными государственными органами за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; по приглашению иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

 

передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

 

использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;

 

использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.

 

Законопроект также содержит положения, направленные на урегулирование отношений, связанных с устранением последствий коррупционных правонарушений.


Назад | В начало
© 2020 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.