Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив


Регламентирующие документы »

Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь»

Глава 1. Общие положения
Глава 2. Вопросы общей компетенции палат Национального собрания
Глава 3. Вопросы раздельной компетенции палат Национального собрания
Глава 4. Вопросы исключительной компетенции Палаты представителей
Глава 5. Вопросы исключительной компетенции Совета Республики
Глава 6. Порядок внесения, рассмотрения проектов законов и принятия законов и постановлений палатами Национального собрания
Глава 7. Организация деятельности палат Национального собрания
Глава 8. Председатели палат Национального собрания, их заместители
Глава 9. Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики
Глава 10. Комиссии палат Национального собрания
Глава 11. Обеспечение деятельности палат Национального собрания
Глава 12. Заключительные положения



Глава 6. Порядок внесения, рассмотрения проектов законов и принятия законов и постановлений палатами Национального собрания

Статья 40. Порядок внесения в Палату представителей и рассмотрения палатами Национального собрания проектов законов

Порядок внесения в Палату представителей и рассмотрения палатами Национального собрания проектов законов устанавливается Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами Республики Беларусь, а также регламентами палат Национального собрания.

 

Статья 41. Субъекты права законодательной инициативы

Право законодательной инициативы, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, принадлежит Президенту Республики Беларусь, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству Республики Беларусь, а также гражданам Республики Беларусь, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Иные заинтересованные государственные органы, другие организации и граждане Республики Беларусь вносят свои предложения о законодательном регулировании общественных отношений субъектам права законодательной инициативы, указанным в части первой настоящей статьи, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Право законодательной инициативы по внесению изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь принадлежит Президенту Республики Беларусь или не менее чем 150 тысячам граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Право законодательной инициативы может быть реализовано несколькими субъектами права законодательной инициативы совместно.

 

Статья 42. Порядок реализации права законодательной инициативы

Право законодательной инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей проектов законов.

 

Статья 43. Последовательность рассмотрения проектов законов палатами Национального собрания

Любой проект закона, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, вначале рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики.

 

Статья 44. Обязательность рассмотрения проектов законов Палатой представителей

Проект закона, внесенный субъектом права законодательной инициативы в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, подлежит обязательному рассмотрению Палатой представителей.

 

Статья 45. Гарантии реализации права законодательной инициативы

Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, или уполномоченный им представитель вправе принимать участие в работе над проектом закона в Палате представителей и Совете Республики.

В случае внесения в проект закона в Палате представителей изменений и (или) дополнений, за исключением изменений и (или) дополнений, которые носят технический характер, этот проект закона должен согласовываться с субъектом права законодательной инициативы, внесшим его.

Получение согласия субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, на внесение в него изменений и (или) дополнений в процессе доработки в Палате представителей требуется в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь.

В порядке, установленном Регламентом Совета Республики Национального собрания, субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, или его уполномоченный представитель присутствуют на заседаниях Совета Республики, постоянных комиссий Совета Республики при рассмотрении этого законопроекта, участвуют в его обсуждении, дают пояснения по отдельным его положениям.

 

Статья 46. Отзыв проекта закона

Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им проект закона до его принятия Палатой представителей во втором чтении.

 

Статья 47. Проекты законов, подлежащие внесению в Палату представителей с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению – Правительства Республики Беларусь

Проекты законов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению – Правительства Республики Беларусь.

Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, до отмены или признания утратившими силу временных декретов или указов Президента Республики Беларусь либо их соответствующих норм могут вноситься в Палату представителей Президентом Республики Беларусь или с его согласия.

 

Статья 48. Проекты законов, подлежащие срочному рассмотрению

Президент Республики Беларусь либо по его поручению Правительство Республики Беларусь имеют право вносить в Палату представителей и Совет Республики предложения об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. В этом случае проект закона подлежит рассмотрению каждой из палат Национального собрания в течение десяти дней со дня внесения проекта закона на их рассмотрение.

Если проект закона, подлежащий срочному рассмотрению, внесен в Палату представителей, передан в Совет Республики в период между сессиями, десятидневный срок для его рассмотрения исчисляется со дня открытия очередной (внеочередной) сессии соответствующей палаты Национального собрания.

 

Статья 49. Проекты законов, подлежащие первоочередному рассмотрению

Первоочередному рассмотрению палатами Национального собрания подлежат проекты законов:

о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о введении в действие законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

о толковании Конституции Республики Беларусь;

непосредственно направленные на реализацию положений Конституции Республики Беларусь;

о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

подготовленные на основе нормативных правовых актов Союзного государства.

 

Статья 50. Порядок внесения проектов законов в Палату представителей

Проект закона вносится субъектом права законодательной инициативы в Палату представителей на белорусском и (или) русском языках с приложением:

сопроводительного письма и обоснования необходимости принятия проекта закона, включая финансово-экономическое обоснование;

документа, содержащего информацию о согласовании (визировании) проекта закона. При этом проект закона, внесенный Президентом Республики Беларусь, считается согласованным со всеми государственными органами и иными государственными организациями, а проект закона, внесенный Правительством Республики Беларусь, – с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;

списка лиц, подготовивших проект закона;

документа, подтверждающего согласие Президента Республики Беларусь или его соответствующее поручение Правительству Республики Беларусь и согласие Правительства Республики Беларусь на внесение проекта закона, если следствием принятия соответствующего проекта закона может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов;

документа, подтверждающего соответствующее поручение Президента Республики Беларусь Правительству Республики Беларусь о внесении предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

документа, подтверждающего согласие Президента Республики Беларусь, если Правительство Республики Беларусь потребовало, чтобы Палата представителей и Совет Республики приняли решение, голосуя в целом за внесенный Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь проект закона либо его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь;

документа, подтверждающего согласие Президента Республики Беларусь на внесение проекта закона, если проект закона по содержанию расходится с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь и вносится не Президентом Республики Беларусь;

документа, подтверждающего соответствующее поручение Президента Республики Беларусь Правительству Республики Беларусь внести проект закона, подготовленный в связи с заключением, приостановлением действия или прекращением международного договора Республики Беларусь;

информации о назначении докладчика по проекту закона в Палате представителей и Совете Республики;

документа, подтверждающего, что Президенту Республики Беларусь направлены копии проекта закона и сопроводительных документов к нему;

заключений Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», а также иных экспертных заключений, если они давались;

информации о направлении в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь проекта закона и предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь сопроводительных документов к нему для включения в банк данных проектов законов Республики Беларусь.

К проекту закона, вносимому в Палату представителей, прилагаются экспертные заключения по редакции проекта закона, в которой он вносится в Палату представителей. При этом, если в проект закона вносились изменения и (или) дополнения, носящие технический характер, его повторное направление для подготовки экспертных заключений не производится.

К проекту закона о внесении изменений и (или) дополнений в закон, как правило, прилагается таблица с указанием редакции статьи или иного структурного элемента этого закона и редакции статьи или иного структурного элемента закона с учетом предлагаемых проектом закона изменений и (или) дополнений.

Сопроводительные документы при внесении проекта закона в Палату представителей представляются субъектом права законодательной инициативы или его уполномоченным представителем.

Проект закона, внесенный в Палату представителей с нарушением требований, установленных частями первой и второй настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, может быть возвращен субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект закона, с предложением выполнить требования частей первой и второй настоящей статьи.

Проект закона, внесенный в Палату представителей с нарушением требований, установленных частями первой и второй настоящей статьи, может быть рассмотрен по решению Президента Республики Беларусь или Палаты представителей.

Проекты законов вносятся в Палату представителей на бумажных носителях и одновременно в электронной форме в виде файлов с текстами, соответствующими текстам на бумажных носителях.

Проекты законов подлежат обязательной регистрации и хранению в Секретариате Палаты представителей.

 

Статья 51. Порядок рассмотрения проектов законов Палатой представителей

Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях, если иное не предусмотрено настоящим Законом и Регламентом Палаты представителей Национального собрания.

Проекты законов, окончательно подготовленные к рассмотрению Палатой представителей в первом и во втором чтении, направляются Президенту Республики Беларусь.

Палата представителей направляет проект закона Президенту Республики Беларусь для информации не позднее чем за десять дней до принятия этого проекта закона в целом.

 

Статья 52. Подготовка проекта закона к рассмотрению Палатой представителей в первом чтении

Председатель Палаты представителей или его заместитель назначают из числа постоянных комиссий Палаты представителей головную комиссию для предварительного рассмотрения проекта закона и подготовки его к рассмотрению Палатой представителей в первом чтении.

По предложению Председателя Палаты представителей или его заместителя Совет Палаты представителей может принять решение о создании из числа депутатов Палаты представителей специальной (головной) комиссии для работы над проектом закона.

Порядок работы над проектом закона определяется головной комиссией в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Палаты представителей Национального собрания.

Изменения и (или) дополнения в проект закона вносятся головной комиссией лишь в случае получения на это согласия субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, или его уполномоченного представителя, за исключением изменений и (или) дополнений, которые носят технический характер.

Проект закона с внесенными в него в Палате представителей изменениями и (или) дополнениями должен быть направлен головной комиссией на заключение в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

В случае, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, такие поправки включаются в проект закона с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению – Правительства Республики Беларусь, а в случае, если следствием внесения поправок станет расхождение проекта закона с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, такие поправки включаются в проект закона только с согласия Президента Республики Беларусь.

 

Статья 53. Рассмотрение проекта закона Палатой представителей в первом чтении

Проект закона в первом чтении рассматривается Палатой представителей, как правило, в авторской редакции, если головной комиссией не принято иное решение. При рассмотрении проекта закона в первом чтении обсуждаются концепция, структура проекта закона и целесообразность его принятия.

Если до рассмотрения проекта закона в первом чтении в Палату представителей иными субъектами права законодательной инициативы внесены другие законопроекты, направленные на регулирование тех же общественных отношений (далее – альтернативные проекты закона), то все проекты закона рассматриваются в первом чтении одновременно.

По результатам обсуждения Палата представителей принимает проект закона в первом чтении или отклоняет его.

Голосование о принятии проекта закона в первом чтении осуществляется по проекту закона в целом.

Проект закона считается принятым в первом чтении или отклоненным, если за решение проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

В случае принятия в первом чтении одного из альтернативных проектов закона другие проекты закона считаются отклоненными.

Если проект закона не нуждается в доработке и в ходе первого чтения по нему не поступили замечания и (или) предложения либо внесенные изменения и (или) дополнения носят технический характер, то такой проект закона по решению Палаты представителей может быть рассмотрен во втором чтении без доработки в головной комиссии Палаты представителей.

Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, официально информируется о результатах рассмотрения проекта закона в первом чтении.

 

Статья 54. Подготовка проекта закона к рассмотрению Палатой представителей во втором чтении

Проект закона, принятый Палатой представителей в первом чтении, направляется на доработку в головную комиссию, определенную Палатой представителей, если не принято иное решение, предусмотренное настоящим Законом.

Замечания и (или) предложения субъекта права законодательной инициативы, оформленные как письменные поправки к проекту закона, направляются в головную комиссию. Головная комиссия рассматривает внесенные поправки и готовит проект закона к рассмотрению Палатой представителей во втором чтении.

В случае, если головной комиссией или субъектом права законодательной инициативы представлены возражения по концепции проекта закона, принятого в первом чтении, эти возражения рассматриваются вместе с поступившими поправками.

Проект закона с внесенными в него в Палате представителей изменениями и (или) дополнениями должен быть направлен головной комиссией на заключение в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и согласование с субъектом права законодательной инициативы, внесшим проект закона, если этим субъектом не установлено иное.

В случае, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, такие поправки включаются в проект закона лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению – Правительства Республики Беларусь, а в случае, если следствием внесения поправок станет расхождение проекта закона с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, такие поправки включаются в проект закона только с согласия Президента Республики Беларусь.

Внесение изменений и (или) дополнений в проект закона, за исключением изменений и (или) дополнений, которые носят технический характер, без направления на заключение и проведения согласования не допускается.

Проект закона считается прошедшим согласование в случае:

получения письменного ответа субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, или его уполномоченного представителя независимо от его согласия с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

истечения четырнадцатидневного срока со дня получения субъектом права законодательной инициативы проекта закона с изменениями и (или) дополнениями, внесенными в Палате представителей, если иной срок не обусловлен проведением криминологической экспертизы по этому проекту закона или объявлением рассмотрения проекта закона срочным. При необходимости получения дополнительной информации, а также по особо сложным проектам законов Палатой представителей либо по согласованию с ней может быть установлен более длительный срок проведения согласования.

 

Статья 55. Рассмотрение проекта закона Палатой представителей во втором чтении

При рассмотрении проекта закона во втором чтении обсуждаются структурные элементы проекта закона и поправки к нему.

Голосование по проекту закона может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным элементам проекта закона. Если по проекту закона не имеется замечаний и (или) предложений, изменения и (или) дополнения в проект закона не вносились либо внесенные изменения и (или) дополнения носят технический характер, Палата представителей может принять решение о голосовании по проекту закона в целом.

На голосование ставятся только те поправки субъектов права законодательной инициативы, которые представлены в письменной форме, рассмотрены и отклонены головной комиссией в порядке, предусмотренном Регламентом Палаты представителей Национального собрания.

Субъект права законодательной инициативы, внесший поправку к проекту закона, может в любой момент до голосования по этой поправке отозвать ее.

Если при доработке проекта закона к рассмотрению во втором чтении или в ходе рассмотрения его во втором чтении изменяется концепция проекта закона, Палата представителей принимает решение об отмене ранее принятого по этому проекту закона постановления и о повторном рассмотрении его в первом чтении.

По требованию Президента Республики Беларусь либо с его согласия – Правительства Республики Беларусь Палата представителей на своем заседании принимает решение, голосуя в целом за внесенный Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь проект закона либо его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь.

После проведения голосования по структурным элементам проекта закона, а также по всем внесенным поправкам проводится голосование по проекту закона в целом.

По итогам рассмотрения проекта закона во втором чтении Палата представителей принимает одно из следующих решений:

о принятии проекта закона;

об отклонении проекта закона;

об отмене постановления о принятии проекта закона в первом чтении и о повторном рассмотрении его в первом чтении.

Решение по проекту закона, рассматриваемому во втором чтении, считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом.

Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, официально информируется о результатах рассмотрения проекта закона во втором чтении.

 

Статья 56. Доработка проекта закона в головной комиссии

Если при рассмотрении проекта закона в первом или во втором чтении ни одно из возможных решений не принято, проект закона направляется на доработку (рассмотрение) в головную комиссию, после чего вновь рассматривается Палатой представителей в порядке, установленном настоящим Законом и Регламентом Палаты представителей Национального собрания.

 

Статья 57. Порядок представления принятых Палатой представителей проектов законов в Совет Республики

Принятые Палатой представителей проекты законов в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики.

Принятые Палатой представителей проекты законов и принятые по ним постановления передаются в Совет Республики на белорусском и (или) русском языках на бумажных носителях и одновременно в электронной форме в виде файлов с текстами, соответствующими текстам на бумажных носителях.

К принятым Палатой представителей проектам законов, передаваемым на рассмотрение в Совет Республики, прилагаются документы, указанные в части первой статьи 50 настоящего Закона, а также:

копия сопроводительного письма о направлении Президенту Республики Беларусь проекта закона, окончательно подготовленного для рассмотрения Палатой представителей во втором чтении;

документ о согласии Президента Республики Беларусь или его соответствующем поручении Правительству Республики Беларусь на внесение изменений и (или) дополнений в проект закона, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов;

информация о результатах согласования изменений и (или) дополнений с субъектом права законодательной инициативы, внесшим проект закона;

заключение Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь по изменениям и (или) дополнениям, внесенным в проект закона в Палате представителей;

первоначальный текст проекта закона, внесенный в Палату представителей субъектом права законодательной инициативы;

заключение головной комиссии Палаты представителей по проекту закона;

итоговое заключение структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, осуществлявшего экспертно-правовую деятельность по этому проекту закона, а также иные экспертные заключения, если они давались;

таблица поправок, приложенная к проекту закона для его рассмотрения Палатой представителей во втором чтении;

иные документы, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь должны быть приложены к проекту закона.

 

Статья 58. Сроки рассмотрения проекта закона Советом Республики

Принятые Палатой представителей проекты законов могут рассматриваться в Совете Республики не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

В случае поступления проекта закона в Совет Республики менее чем за двадцать дней до окончания сессии течение срока для рассмотрения проекта закона, как правило, продолжается со дня открытия следующей очередной сессии Совета Республики, за исключением проектов законов, объявленных срочными, которые рассматриваются на текущей сессии.

Если в течение двадцати дней, а при объявлении проекта закона срочным – десяти дней со дня внесения проект закона не был рассмотрен Советом Республики, он считается одобренным Советом Республики.

Если проект закона внесен в Совет Республики в период между сессиями, установленные Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом сроки его рассмотрения исчисляются со дня открытия очередной (внеочередной) сессии Совета Республики.

 

Статья 59. Рассмотрение проекта закона Советом Республики

Поступивший из Палаты представителей проект закона регистрируется в Секретариате Совета Республики и направляется Председателем Совета Республики или его заместителем в соответствующую постоянную комиссию Совета Республики для подготовки его к рассмотрению Советом Республики.

Проект закона, переданный на рассмотрение Совета Республики без документов, указанных в части третьей статьи 57 настоящего Закона, может быть рассмотрен по решению Президента Республики Беларусь или Президиума Совета Республики.

Рассмотрение Советом Республики принятого Палатой представителей проекта закона, а также принятие по нему решения осуществляются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и Регламентом Совета Республики Национального собрания.

 

Статья 60. Порядок принятия Советом Республики решения об одобрении или отклонении проекта закона

Проект закона, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики.

Проект закона считается одобренным Советом Республики, если за такое решение проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом.

Если решение об одобрении не принято, проект закона считается отклоненным.

В случае отклонения проекта закона Советом Республики этот проект закона возвращается в Палату представителей с постановлением Совета Республики, в котором указываются причины отклонения проекта закона.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту Республики Беларусь на подпись.

Если проект закона не был рассмотрен Советом Республики в установленные Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом сроки, он считается одобренным и представляется Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Статья 61. Порядок рассмотрения проектов законов, отклоненных Советом Республики

В случае отклонения проекта закона Советом Республики палаты Национального собрания для преодоления возникших разногласий могут создать согласительную комиссию, которая формируется на паритетной основе. Решение о создании согласительной комиссии принимается большинством голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания.

Если согласительная комиссия не создавалась, подготовка проекта закона к рассмотрению Палатой представителей осуществляется соответствующей постоянной комиссией Палаты представителей. В этом случае проект закона рассматривается Палатой представителей со стадии второго чтения.

 

Статья 62. Порядок создания и работы согласительной комиссии

В состав согласительной комиссии от каждой из палат Национального собрания избираются сопредседатели и члены согласительной комиссии.

Количественный состав согласительной комиссии, порядок избрания депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики в состав согласительной комиссии определяются палатами Национального собрания.

Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, не входящие в состав согласительной комиссии, вправе участвовать в заседаниях согласительной комиссии с правом совещательного голоса.

Согласительная комиссия вправе привлекать к своей работе работников секретариатов палат Национального собрания, приглашать представителей государственных органов и иных организаций, ученых, экспертов и специалистов.

 

Статья 63. Порядок принятия решения согласительной комиссией

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Республики в отдельности и вырабатывает согласованный текст проекта закона.

Согласительная комиссия вправе принять решение об изменении редакции отдельных структурных элементов проекта закона, в отношении которых не имелось возражений Совета Республики, если такое изменение обусловлено новой редакцией структурных элементов проекта закона, выработанной согласительной комиссией.

Решение согласительной комиссии принимается открытым раздельным голосованием ее членов от Палаты представителей и Совета Республики и считается принятым, если за него проголосовало большинство ее членов соответственно от Палаты представителей и Совета Республики. На заседании согласительной комиссии ведется протокол, который подписывается сопредседателями согласительной комиссии.

 

Статья 64. Рассмотрение палатами Национального собрания проекта закона, выработанного согласительной комиссией

Текст проекта закона, выработанный согласительной комиссией и завизированный сопредседателями согласительной комиссии, представляется на одобрение обеих палат Национального собрания. К тексту проекта закона прилагается протокол заседания согласительной комиссии.

При повторном рассмотрении проекта закона Палатой представителей на голосование ставится проект закона в целом в редакции, выработанной согласительной комиссией.

Если проект закона, выработанный согласительной комиссией, не принят Палатой представителей, принимается одно из следующих решений:

о предложении согласительной комиссии продолжить работу с учетом замечаний, высказанных при обсуждении проекта закона Палатой представителей;

об отклонении проекта закона.

Если ни одно из указанных в части третьей настоящей статьи решений Палатой представителей не принято, проект закона направляется в соответствующую постоянную комиссию Палаты представителей на доработку, после чего вновь рассматривается Палатой представителей со стадии второго чтения.

Принятый Палатой представителей проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Республики, где рассматривается в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Совета Республики Национального собрания. В случае отклонения проекта закона Совет Республики может предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом замечаний, высказанных при обсуждении проекта закона Советом Республики.

 

Статья 65. Последствия непринятия согласительной комиссией согласованного текста проекта закона

Если согласительной комиссией не принят согласованный текст проекта закона, Президент Республики Беларусь либо по его поручению Правительство Республики Беларусь могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. В этом случае принятый закон в десятидневный срок направляется Президенту Республики Беларусь на подпись.

Если Президент Республики Беларусь либо по его поручению Правительство Республики Беларусь не потребовали от Палаты представителей принятия окончательного решения, проект закона направляется на доработку в соответствующую постоянную комиссию Палаты представителей, после чего рассматривается Палатой представителей со стадии второго чтения.

 

Статья 66. Рассмотрение палатами Национального собрания закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь с возражениями

При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей.

Палата представителей должна рассмотреть закон с возражениями Президента Республики Беларусь в срок не позднее тридцати дней в период проведения сессии Палаты представителей. Если Президент Республики Беларусь возвращает текст закона со своими возражениями в Палату представителей в период между сессиями, тридцатидневный срок для рассмотрения закона с возражениями Президента Республики Беларусь исчисляется со дня открытия очередной (внеочередной) сессии Палаты представителей.

По результатам рассмотрения закона с возражениями Президента Республики Беларусь Палата представителей принимает одно из следующих решений:

о согласии с возражениями Президента Республики Беларусь;

о преодолении возражений Президента Республики Беларусь по закону и принятии его повторно в ранее принятой редакции.

В случае согласия с возражениями Президента Республики Беларусь Палата представителей поручает соответствующей постоянной комиссии Палаты представителей либо предлагает субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект закона, доработать проект закона с учетом возражений Президента Республики Беларусь. При доработке проекта закона в него вносятся лишь те изменения и (или) дополнения, которые согласуются с возражениями Президента Республики Беларусь.

Доработанный проект закона согласовывается с Президентом Республики Беларусь и рассматривается Палатой представителей в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Палаты представителей Национального собрания по процедуре второго чтения.

Принятый Палатой представителей проект закона рассматривается Советом Республики в порядке, предусмотренном настоящим Законом и Регламентом Совета Республики Национального собрания.

В случае принятия Палатой представителей решения о преодолении возражений Президента Республики Беларусь по закону и принятии его повторно в ранее принятой редакции внесение изменений и (или) дополнений в закон не допускается и голосование проводится по закону в целом. Решение о преодолении возражений Президента Республики Беларусь по закону и принятии его повторно в ранее принятой редакции принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей.

Повторно принятый Палатой представителей закон вместе с возражениями Президента Республики Беларусь в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней.

Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики.

Если при повторном рассмотрении закона за его одобрение проголосовало менее двух третей от полного состава Совета Республики, он считается отклоненным Советом Республики. Данное решение оформляется постановлением Совета Республики.

Закон, повторно одобренный Советом Республики, вместе с постановлением Совета Республики об одобрении закона в пятидневный срок направляется Президенту Республики Беларусь на подпись.

Если возражения Президента Республики Беларусь не были преодолены и Палатой представителей не принято решение о согласии с возражениями Президента Республики Беларусь, закон направляется в соответствующую постоянную комиссию Палаты представителей для подготовки к повторному рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

 

Статья 67. Рассмотрение палатами Национального собрания возражений Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона

Возражения Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования, рассматриваются палатами Национального собрания в порядке, предусмотренном статьей 66 настоящего Закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей и регламентами палат Национального собрания. При этом до принятия соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом Республики Беларусь и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента Республики Беларусь.

В случае согласия Палаты представителей с возражениями Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования, эти положения в случае необходимости направляются на доработку в соответствующую постоянную комиссию Палаты представителей.

Палата представителей может принять решение о преодолении возражений Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования. В этом случае внесение изменений и (или) дополнений в закон не допускается. Голосование проводится по соответствующим положениям закона в целом.

Палата представителей вправе согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь лишь по некоторым из положений закона, возвращенных для повторного голосования. В этом случае в первую очередь рассматривается вопрос о преодолении возражений Президента Республики Беларусь по тем положениям закона, с возражениями на которые Палата представителей не согласилась. Затем Палата представителей принимает решение о направлении на доработку тех положений закона, с возражениями на которые Палата представителей согласилась, а также тех положений закона, возражения на которые не были преодолены.

Отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования, после преодоления возражений Президента Республики Беларусь либо после их доработки с учетом возражений Президента Республики Беларусь включаются в текст ранее принятого закона путем принятия закона о внесении в него изменений и (или) дополнений. Если Президент Республики Беларусь возвращает отдельные положения закона и предлагает исключить их из текста закона, при согласии Палаты представителей с этим предложением принимается решение в форме постановления Палаты представителей.

 

Статья 68. Особенности рассмотрения проектов законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь

Закон о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, за исключением разделов I, II, IV, VIII, может быть принят после двух обсуждений и одобрений Национальным собранием с промежутком не менее трех месяцев.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции Республики Беларусь могут быть изменены только путем республиканского референдума.

Изменения и (или) дополнения Конституции Республики Беларусь Национальным собранием не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Проекты законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь вносятся в Палату представителей с соблюдением требований, предусмотренных статьей 50 настоящего Закона и иными законодательными актами Республики Беларусь.

 

Статья 69. Рассмотрение проектов законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год

Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год вносится в Палату представителей Президентом Республики Беларусь в сроки и порядке, установленные законодательными актами Республики Беларусь, проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год – не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год рассматривается Палатой представителей до рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в одном чтении, если Палатой представителей не будет принято иное решение.

Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год и проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год рассматриваются в порядке, установленном для других проектов законов, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь и регламентами палат Национального собрания. При рассмотрении проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год в установленном порядке заслушивается заключение Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

 

Статья 70. Особенности рассмотрения палатами Национального собрания проектов законов, подготовленных в связи с заключением, приостановлением действия или прекращением международных договоров Республики Беларусь

Палаты Национального собрания рассматривают проекты законов, подготовленные в связи с заключением, приостановлением действия или прекращением международных договоров Республики Беларусь, в одном чтении в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь и регламентами палат Национального собрания.

 

Статья 71. Принятие Палатой представителей постановлений

Палата представителей по предложению депутатов Палаты представителей, постоянных комиссий и Совета Палаты представителей принимает постановления по следующим вопросам распорядительного и контрольного характера:

об избрании и досрочном освобождении от должности Председателя Палаты представителей и его заместителя;

об избрании и изменении состава постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей;

об избрании председателей и утверждении заместителей председателей постоянных комиссий, о досрочном освобождении их от должности;

о делегировании депутатов Палаты представителей в состав объединенных постоянно действующих делегаций и рабочих групп Национального собрания, представляющих Национальное собрание при осуществлении двусторонних либо многосторонних парламентских контактов или в международных парламентских организациях;

об организации работы Палаты представителей;

о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении депутата Палаты представителей, на привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также на его задержание и иное лишение личной свободы;

о назначении выборов Президента Республики Беларусь;

о даче согласия Президенту Республики Беларусь на назначение Премьер-министра Республики Беларусь;

об одобрении или отклонении программы деятельности Правительства Республики Беларусь;

о доверии Правительству Республики Беларусь;

об отставке Президента Республики Беларусь;

о досрочном освобождении от должности или смещении с должности Президента Республики Беларусь;

об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о проверке конституционности нормативных правовых актов;

о повестке дня сессии Палаты представителей;

о рассмотрении проектов законов в первом или во втором чтении;

о создании согласительной комиссии в случае отклонения проекта закона Советом Республики;

о повторном рассмотрении проекта закона, отклоненного Советом Республики;

о рассмотрении закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь с возражениями, или возражений Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования;

о рассмотрении временных декретов Президента Республики Беларусь;

об отмене распоряжений Председателя Палаты представителей.

Палата представителей принимает постановления и по другим вопросам распорядительного и контрольного характера, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и Регламентом Палаты представителей Национального собрания.

Порядок рассмотрения и принятия постановлений Палатой представителей определяется настоящим Законом и Регламентом Палаты представителей Национального собрания.

Постановление Палаты представителей считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Постановления Палаты представителей вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено в этих постановлениях.

 

Статья 72. Принятие Советом Республики постановлений

Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.

Порядок принятия постановлений Советом Республики определяется настоящим Законом и Регламентом Совета Республики Национального собрания.

Постановление Совета Республики считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Постановления Совета Республики вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено в этих постановлениях.

 

Статья 73. Принятие палатами Национального собрания обращений, деклараций и заявлений

Обращения, декларации и заявления палат Национального собрания по какому-либо важному общественно-политическому или социально-экономическому вопросу принимаются постановлениями палат.

Процедура рассмотрения обращений, деклараций и заявлений палатами Национального собрания определяется регламентами палат Национального собрания.


Назад | В начало
© 2017 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.