Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив


Архив » Архив IV созыва » Законодательная деятельность » Подготовка и рассмотрение вопросов законодательной деятельности в постоянных комиссиях »

Комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации

Перечень вопросов, находящихся на рассмотрении
Архив 2008 г. I сессия
Архив 2009 г. II сессия
Архив 2009 г. III сессия
Архив 2010 г. IV сессия
Архив 2010 г. VI сессия
Архив 2011 г. VIII сессия
Архив 2011 г. IX сессия
Архив 2012 г. Х сессия



ИНФОРМАЦИЯ по проекту Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»

 

21 декабря 2011 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят в первом чтении проект Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», внесенный Советом Министров Республики Беларусь.

Законопроект рассматривался Палатой представителей в авторской редакции.

 

Предметом регулирования проекта Закона являются правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

В законопроекте установлена обязательность составления консолидированной отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО) общественно значимыми организациями, к которым отнесены Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, открытые акционерные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах организаторов торговли ценными бумагами. Также предусмотрены положения о применении МСФО на территории Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь. Определены общие требования к представлению и публикации консолидированной отчетности, составленной в соответствии с МСФО (статья 18 законопроекта).

 

Проектом Закона предлагается введение национальных стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности с закреплением в них правил бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов и раскрытия информации о них в отчетности организации. Конкретные методики получения этой информации и детальное определение ее содержания будут прописываться в инструкциях по бухгалтерскому учету и отчетности.

 

Введение национальных стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности позволит, по мнению его разработчиков, в полной мере передать смысл и идеи, заложенные в МСФО, будет способствовать постепенному переходу от детального регулирования процесса ведения бухгалтерского учета к усилению требований к содержанию отчетности.

 

В проекте Закона установлены основополагающие в МСФО принципы (непрерывности деятельности, начисления, преобладания экономического содержания, осмотрительности и другие), на основе которых в подзаконных актах будут закреплены методики формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности.

 

Особое внимание уделено видам учетных оценок и порядку пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, на основе МСФО (статьи 10 и 13 проекта).

 

В законопроекте (статья 13) предлагается новый вид учетной оценки активов и обязательств по дисконтированной стоимости, необходимый для оценки долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности и определения обесценения активов.

 

В статье 9 проекта предусмотрена национальная сертификация специалистов, претендующих на должность главного бухгалтера общественно значимых организаций (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, квалификационные требования к главным бухгалтерам которых определяются Национальным банком Республики Беларусь).

 

Проект Закона по аналогии с положениями МСФО содержит положения о непроведении пересчета средств, полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков, выраженных в иностранной валюте, в белорусские рубли на дату совершения хозяйственной операции и на отчетную дату, что позволит:

 

повысить достоверность системы показателей макроуровня за счет одновременного непризнания у одной стороны курсовых разниц от пересчета перечисленной предварительной оплаты, выданных авансов, задатков, выраженных в иностранной валюте, а у другой стороны — курсовых разниц от пересчета полученной предварительной оплаты, авансов, задатков, выраженных в иностранной валюте;

 

уменьшить финансирование содержания имущества, приобретенного за иностранную валюту за счет бюджетных средств. Так, исключение из стоимости основных средств, полученных в счет авансов в иностранной валюте, выданных поставщикам за счет средств бюджета, доходов в виде курсовых разниц, возникающих от пересчета данных авансов, приведет к снижению финансирования из бюджета расходов на амортизацию основных средств и их содержание;

 

снизить риски, связанные с изменениями курсов иностранных валют, для пользователей отчетности, в том числе инвесторов, при принятии ими экономических решений.

 

Приведенный в законопроекте состав отчетности, по мнению его разработчиков, полностью соответствует МСФО (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении собственного капитала, отчет о движении денежных средств, примечания к отчетности). Для некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций) предусмотрен сокращенный состав отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств, примечания к отчетности). Состав отчетности бюджетных организаций будет определяться Министерством финансов Республики Беларусь (статья 16 законопроекта).

 

Законопроект предлагает предусмотреть возможность составления первичных учетных документов в форме электронного документа с соблюдением требований законодательства об электронном документе и электронной цифровой подписи (пункты 7 и 8 статьи 11 законопроекта).

 

Принятие законопроекта позволит оперативно и эффективно решать проблемы, возникающие на практике в связи с интенсивным развитием гражданского оборота, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.


Назад | В начало
© 2020 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.