Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив


Архив » Архив IV созыва »

Заседания Палаты представителей

Одиннадцатая сессия
Десятая сессия
Девятая сессия
Восьмая сессия
Седьмая внеочередная сессия
Шестая сессия
Пятая внеочередная сессия
Четвертая сессия
Третья сессия
Вторая сессия
Первая сессия



14 декабря 2011 г.

14 декабря 2011 года на очередном заседании девятой сессии Палаты представителей рассмотрены 10 вопросов.



 

 

Депутаты приняли проекты законов Республики Беларусь «О ратификации Протокола о внесении изменений в Статут Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года», «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях», «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о Китайско-Белорусском индустриальном парке».

 

 

Протокол о внесении изменений в Статут Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года, с докладом по которому выступил первый заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Билейчик А.В., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Короп Р.Л., подписан в г. Бишкеке 10 октября 2011 года в целях приведения положений Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года в соответствие с Договором об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 года.

 

Предлагаемые Протоколом изменения в Статут вносятся с учетом международных обязательств, вытекающих из Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества, а также статьи 29 Статута, в которой закреплено, что по договоренности сторон в настоящий международный договор могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами. Структурно Протокол состоит из двух статей. Изменения в статью 14 Статута, связанные с рассмотрением Судом ЕврАзЭС заявлений по спорам в рамках таможенного союза, позволят хозяйствующим субъектам государств, не являющихся государствами — членами таможенного союза, также обращаться в Суд. При этом новая редакция статьи 14 Статута конкретизирует, что хозяйствующие субъекты обращаются в Суд в порядке и на условиях, которые отражены в Договоре.

В новой редакции статьи 24 Протоколом Статута также закрепляется процедура рассмотрения заявления хозяйствующих субъектов Коллегией Суда и возможности последующего обжалования решений Коллегии Суда в Апелляционной палате Суда, как того требуют положения Договора.

 

Новацией этой статьи является также внесенная с учетом международной практики норма, в соответствии с которой Суд в рамках рассмотрения дел по заявлениям государств — членов таможенного союза и органов таможенного союза может в исключительных случаях в соответствии с Регламентом проводить одно или несколько выездных заседаний в месте, отличном от местопребывания Суда.

 

В новой редакции пункта 4 статьи 25 Статута, предложенной Протоколом, уточняется, что решение по заявлению выносится Судом в срок не более трех месяцев с даты получения им заявления.

 

О Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях депутатский корпус проинформировал первый заместитель Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси Витязь П.А., содоклад сделал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Зданович В.М.

 

Соглашение подписано в г. Минске 15 марта 2011 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 марта 2001 г. № 112 и призвано создать организационно-правовые основы для взаимовыгодного сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Соглашением закрепляются:

 

основные направления сотрудничества двух государств (исследование космического пространства, дистанционное зондирование Земли, разработка космических аппаратов, средств выведения и иного связанного с космической деятельностью оборудования, создание и развитие наземной космической инфраструктуры, запуск космических аппаратов и научной аппаратуры, спутниковые навигационные системы и технологии, космическая медицина и биология, защита космической среды, включая контроль, предупреждение и сокращение техногенного воздействия на нее);

 

условия обмена информацией, относящейся к совместной деятельности;

 

освобождение товаров от таможенных пошлин, налогов при их ввозе на территорию государств сторон, в том числе третьих государств, или вывозе с территории государств сторон в третьи государства в рамках и во исполнение Соглашения;

 

обязательства сторон по охране прав интеллектуальной собственности, создаваемой или предоставляемой в рамках Соглашения, а также принципы и порядок распределения прав на совместно созданную интеллектуальную собственность;

 

компетентные и уполномоченные органы, ответственные за координацию и осуществление сотрудничества сторон в рамках Соглашения  (со стороны Республики Беларусь — Национальная академия наук Беларуси, со стороны Российской Федерации компетентным органом определяется Федеральное космическое агентство, уполномоченными органами — Министерство обороны и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю).

 

Соглашение направлено:на разработку и внедрение космических технологий в интересах развития экономики, науки, обеспечения безопасности Беларуси и России и международного сотрудничества; участие на взаимовыгодной основе организаций Беларуси и России в реализации национальных космических программ, а также в разработке и реализации совместных программ и проектов по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, включая их коммерческие формы; существенное снижение удельной стоимости получаемой космической информации, что позволит в максимальной степени удовлетворить запросы всех потенциальных потребителей; сокращение сроков и снижение затрат на создание и выведение на орбиту белорусского космического аппарата.

 

Космическая система дистанционного зондирования Земли позволит решить широкий спектр социально-экономических задач обеспечения рационального природопользования, мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, охраны природной среды, картографии, поиска полезных ископаемых и фундаментального изучения эволюции Земли. Существенным фактором станет создание единого научно-технологического пространства и обеспечение единого информационного пространства в целях укрепления безопасности Беларуси и России в экономическом, экологическом и природопользовательском аспектах.

 

Сотрудничество с Российской Федерацией в области космической деятельности позволит подержать и активизировать производственную деятельность и, следовательно, обеспечить дополнительную загрузку отечественных организаций и предприятий космической отрасли посредством направления средств, полученных от использования имеющегося научно-технического задела, в разработку перспективных белорусских космических средств и технологий.

 

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о Китайско-Белорусском индустриальном парке, сообщение о котором сделал заместитель Министра экономики Республики Беларусь Филонов А.В., содокладчиком выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Журавская В.И., подписано 18 сентября 2011 года. Парк, не имеющий аналогов в Беларуси, будет располагаться на территории Смолевичского района Минской области и в перспективе займет площадь более 80 квадратных километров. В нем планируется размещение новых крупных производств, в том числе и с мировым именем, по выпуску бытовой техники и электроники, в сфере машиностроения, биомедицины и т.д., что позволит открыть немалое количество рабочих мест.

 

Создание Китайско-Белорусского индустриального парка придаст мощный импульс развитию белорусской промышленности, а также научно-исследовательской, логистической, торговой, жилищной и иных отраслей белорусской экономики, что станет возможным благодаря планируемому притоку в страну прямых иностранных инвестиций, созданию ряда новых экспортоориентированных инновационных производств, привлечению передового опыта и научно-технического потенциала китайских и иных корпораций мирового уровня.

 

В Соглашении закреплены обязательства сторон по государственной поддержке проекта: с китайской стороны — в области создания и привлечения компаний, ведения хозяйственной деятельности, координации работы по обеспечению парка финансовыми ресурсами, белорусская сторона подтвердила готовность наделить парк юридическим статусом не ниже, чем статус каких-либо экономических зон Республики Беларусь. В частности, наша страна предусмотрит для парка необходимые инвестиционные, таможенные и налоговые льготы, особый режим в области госзакупок, валютного, финансового и трудового регулирования и т.д.

 

Соглашение предусматривает трехуровневое управление парком. Важнейшие вопросы его создания и работы будут рассматриваться межправительственным координационным советом, куда войдут представители государственных органов Беларуси и Китая. Общими вопросами управления парком будет заниматься его администрация, состоящая из специалистов двух стран. При этом административные функции, например такие, как регистрация, утверждение проектов, консультирование и другие процедуры, будут осуществляться по принципу «одного окна». Кроме того, соответствующими белорусскими и китайскими организациями будет учреждена компания по развитию парка, которая возьмет на себя работы по строительству, ведению хозяйственной деятельности, управлению объектами.

 

В соответствие с положениями законопроекта после вступления его в силу Совет Министров в шестимесячный срок примет необходимые меры по реализации Соглашения. В частности, запланирована подготовка проекта Указа Главы государства, устанавливающего специальный правовой режим и особенности функционирования Китайско-Белорусского индустриального парка.

 

Два законопроекта в ходе заседания парламентарии приняли в первом чтении.

 

 

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности органов внутренних дел», о котором доложил заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Гуреев С.В., содокладчиком выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Ванькович А.С., разработан в целях совершенствования норм законов Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» и «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» с учетом практики их применения.

 

В соответствии с законопроектом в Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» предлагается внести изменения и дополнения, согласно которым:

 

следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь создаются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь;

 

лица, задержанные в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Республики Беларусь, могут содержаться в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;

 

дополнительное финансирование изоляторов временного содержания органов внутренних дел за счет средств местных бюджетов не допускается.

 

В Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» предлагается внести изменения и дополнения, согласно которым:

 

главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также организации, входящие в систему органов внутренних дел, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием;

 

отдел внутренних дел по охране Минского метрополитена преобразовывается в управление внутренних дел по охране Минского метрополитена с отнесением его к числу территориальных органов внутренних дел;

 

Министерству внутренних дел Республики Беларусь предоставляется право определять порядок обеспечения содержания лиц под стражей, а также их охраны и конвоирования.

 

С докладом о проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» выступил заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Гончаров А.Н., с содокладом — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию Коноплич С.М. Законопроект разработан с целью корректировки отдельных положений указанного Закона с учетом практики его применения и приведения в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь и излагает его в новой редакции.

 

В законопроекте сохранены основополагающие нормативные положения, касающиеся зонирования территорий, отнесения земель к радиационно опасным, установления правового режима территорий радиоактивного загрязнения, осуществления хозяйственной, научно-исследовательской и иной деятельности на этих территориях.

 

Законопроектом закрепляется компетенция Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, конкретизируется компетенция республиканского органа государственного управления, осуществляющего регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Дополнительно закрепляются и конкретизируются отдельные статьи, касающиеся установления правового режима территорий радиоактивного загрязнения, условий осуществления различных видов деятельности в зонах радиоактивного загрязнения, урегулирования вопросов захоронения радиоактивных отходов, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 

Пять законопроектов были приняты депутатским корпусом во втором чтении.

 

О проекте Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» депутатов проинформировал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Величко О.И. Законопроект направлен на установление правовых и организационных основ предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

Законопроектом, в частности, регламентированы вопросы, касающиеся государственного регулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, определены полномочия Главы государства, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных органов государственного управления в данной области. Наряду с этим урегулированы вопросы организации обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, государственной регистрации продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, социально-гигиенического мониторинга, санитарно-эпидемиологического аудита, а также вопросы организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий. Кроме того, в проекте Закона уточнены нормы, регламентирующие осуществление государственного санитарного надзора и ведомственного контроля за соответствием требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Беларусь, права органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, их должностных лиц при проведении проверок, права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.

 

Отдельная глава проекта Закона посвящена определению прав и обязанностей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций и индивидуальных предпринимателей в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

Информируя о проекте Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Василенко В.Н. подчеркнул, что законопроект направлен на определение организационно-правовых основ противодействия торговле людьми, а также установление системы мер защиты жертв торговли людьми, в том числе оказания им помощи. В соответствии с законопроектом государственными органами, осуществляющими противодействие торговле людьми, являются органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы и органы прокуратуры. Иные государственные органы и иные организации принимают меры, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих торговле людьми, участвуют в выявлении фактов торговли людьми, принимают меры защиты и оказания помощи жертвам торговли людьми, а также оказывают содействие государственным органам, осуществляющим противодействие торговле людьми. В частности, Министерство труда и социальной защиты и Министерство здравоохранения в пределах своей компетенции организуют работу подчиненных им организаций по социальной защите и реабилитации жертв торговли людьми. Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения незамедлительно обеспечивают оформление и выдачу документов для въезда в Республику Беларусь являющимся жертвами торговли людьми гражданам Республики Беларусь, лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которым предоставлен статус беженца или убежище в Республике Беларусь, а также исполняют иные полномочия, установленные законодательными актами. Координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией проводят координацию деятельности органов, осуществляющих противодействие торговле людьми, Министерство внутренних дел Республики Беларусь координирует деятельность иных государственных органов, организаций и общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере противодействия торговле людьми.

 

Законопроектом устанавливаются меры по предупреждению торговли людьми, среди которых:

 

лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей, сбор и распространение (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства (деятельность брачного агентства);

 

особые требования к осуществлению деятельности модельных агентств и лиц, осуществляющих туристическую деятельность;

регулирование вопросов предупреждения торговли людьми в информационной сфере, в сфере образования и при международном усыновлении;

 

иные меры, предусмотренные законодательными актами.

 

Законопроектом определено, что мерами защиты и реабилитации жертв торговли людьми являются обеспечение безопасности, социальная защита и реабилитация жертв торговли людьми, приостановление в отношении их депортации, оказание помощи дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь. Социальная защита и реабилитация жертв торговли людьми осуществляются безвозмездно и включают в себя предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания, правовую помощь (включая разъяснение их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь), медицинскую помощь, психологическую помощь, содействие в трудоустройстве на постоянную работу, иную помощь.

 

В законопроекте закреплены основы международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми, при этом в целях обеспечения взаимодействия с другими государствами, а также международными организациями, осуществляющими противодействие торговле людьми, в Республике Беларусь предлагается ввести институт Национального докладчика по вопросам противодействия торговле людьми, в качестве которого будет выступать Министр внутренних дел Республики Беларусь или лицо, исполняющее его обязанности.

 

Предусматривается также, что деятельность организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь и причастной к торговле людьми, запрещается и такая организация ликвидируется в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Кроме того, на территории Республики Беларусь запрещается деятельность международных и иностранных организаций, причастных к торговле людьми.

 

Проектом Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменения в Закон Республики Беларусь «О мобилизационной подготовке и мобилизации», сообщение о котором сделал член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Кот О.И., вносятся дополнения и изменение, позволяющие военным комиссариатам направлять военнообязанных на службу в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь для комплектования специальных формирований по мобилизации в порядке, определяемом Министерством обороны совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям. Вместе с тем Закон дополняется нормой, в соответствии с которой Совет Министров определяет порядок передачи имущества высвобождаемых военных городков в безвозмездное пользование местным исполнительным и распорядительным органам в период мобилизации и в военное время.

 

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» подготовлен в целях выполнения рекомендаций Конституционного Суда Республики Беларусь, содержащихся в решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 7 апреля 2011 года «О позиции Конституционного Суда Республики Беларусь по Закону Республики Польша «О Карте поляка».

 

В своем сообщении по законопроекту заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Орда М.С. отметил, что дополнения, вносимые в Закон, направлены на устранение конфликта интересов при прохождении государственной службы.

 

В частности, перечень ограничений, связанных с государственной службой, установленных статьей 22 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», дополняется запретом пользоваться льготами и преимуществами, предоставляемыми иностранными государствами в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, и получать документы, предоставляющие такие льготы и преимущества. При этом закрепляется обязанность государственных служащих передать указанные документы на время прохождения государственной службы в кадровую службу государственного органа. Несоблюдение предусмотренного требования будет являться основанием для освобождения государственного служащего от занимаемой должности.

 

Основной задачей проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь по вопросам кассационного производства», о котором парламентариев проинформировал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству и судебно-правовым вопросам Михалевич А.И., является дальнейшее повышение эффективности существующего в настоящее время порядка проверки законности и обоснованности, а также пересмотра приговоров и иных судебных решений по уголовным делам, не вступивших в законную силу.

 

Данную задачу предлагается обеспечить посредством введения в уголовный процесс элементов апелляционного судопроизводства, предоставив суду кассационной инстанции полномочия по изменению приговоров, при этом изменений как улучшающих, так и ухудшающих положение обвиняемого при условии неуклонного соблюдения права обвиняемого на защиту.

Проектом закона предлагается предусмотреть обязательное вручение обвиняемому копии кассационной жалобы потерпевшего, частного обвинителя, их представителей, кассационного протеста прокурора, а потерпевшему — копии протеста, если в них поставлен вопрос об отмене или изменении приговора по основаниям, могущим повлечь ухудшение положения обвиняемого. Законопроектом также предусматривается извещение сторон судом кассационной инстанции не менее чем за пять суток до рассмотрения уголовного дела о месте и времени его рассмотрения.

 

В связи с необходимостью согласования объема полномочий (как кассационной, так и надзорной инстанций) поправки предлагается внести в статьи 406 и 414 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

 

Практическая реализация положений проекта Закона призвана сократить случаи направления уголовных дел на повторное разбирательство в суды первой инстанции.

 

Следующее заседание девятой сессии Палаты представителей состоится 16 декабря 2011 года.


Назад | В начало
© 2021 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.