Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив


Архив » Архив IV созыва »

Заседания Палаты представителей

Одиннадцатая сессия
Десятая сессия
Девятая сессия
Восьмая сессия
Седьмая внеочередная сессия
Шестая сессия
Пятая внеочередная сессия
Четвертая сессия
Третья сессия
Вторая сессия
Первая сессия



16 декабря 2011 г.

16 декабря 2011 года на заседании девятой сессии Палаты представителей депутатским корпусом рассмотрены и приняты в первом чтении проекты законов Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год», «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» и в первом и во втором чтении проект Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2012 год».



 

 

С общим докладом по проектам законов Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» и «О республиканском бюджете на 2012 год» перед парламентариями выступил Министр финансов Республики Беларусь Харковец А.М.

 

Отмечено, что изменения и дополнения, предлагаемые к внесению в Налоговый кодекс Республики Беларусь, направлены на реализацию Основных направлений бюджетно-налоговой политики на 2012 год.

 

В основу законопроекта положены мероприятия, предусматривающие реализацию отдельных пунктов Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4, указов Президента Республики Беларусь, касающихся вопросов налогообложения, а также программных документов Правительства Республики Беларусь.

 

 

С 2012 года в рамках работы по снижению налоговой нагрузки на экономику и дальнейшему упрощению налоговой системы законопроектом учтено:

 

снижение ставки налога на прибыль с 24 до 18 процентов с одновременным изменением подходов к налоговому стимулированию инвестиций за счет отказа от действующего освобождения от налогообложения прибыли, направленной на капитальные вложения, и введения для целей налогообложения системы ускоренной амортизации, а также механизма переноса убытков на будущие прибыли без количественных ограничений;

 

введение в целях повышения конкурентоспособности экономики, развития рынка ценных бумаг дополнительных налоговых стимулов по:

 

–– освобождению от налога на прибыль прибыли организаций, полученной от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров (если доля такой прибыли составляет более 50 процентов);

 

–– установлению ставки налога на прибыль в размере 10 процентов в отношении прибыли организаций, полученной от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными;

 

–– освобождению от налогообложения эмиссионного дохода, полученного при первичном размещении ценных бумаг;

 

–– освобождению от налогообложения доходов юридических и физических лиц, полученных от реализации акций резидентов Республики Беларусь, приобретенных в ходе их первичного размещения и отчуждаемых не ранее трех лет с момента приобретения;

 

уменьшение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства за счет снижения на один процентный пункт стандартных ставок налога при упрощенной системе налогообложения (с 8 до 7 процентов без уплаты НДС и с 6 до 5 процентов с уплатой НДС);

 

предоставление плательщикам права изменять в течение текущего налогового периода выбранный ими метод уплаты налога на прибыль на основании прибыли прошлого года на метод, основанный на планируемой прибыли;

 

упрощение порядка уплаты экологического налога путем исключения необходимости подачи плательщиками налоговых деклараций по месту нахождения объектов налогообложения и перевод их на подачу одной налоговой декларации в налоговые органы по месту постановки на учет.

 

 

Для адаптации доходов бюджета 2012 года к высоким темпам инфляции, планируется произвести:

 

укрупнение подакцизных групп товаров и повышение ставок акцизов на алкогольные и табачные изделия в пределах, согласованных в качестве условий предоставления Республике Беларусь очередных траншей кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС;

 

индексацию в пределах параметров инфляции 2011 года ставок:

 

–– экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;

 

–– налога на игорный бизнес;

 

–– единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

 

–– земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения и земли административных районов;

 

–– подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами в фиксированных суммах при сдаче в аренду жилых и нежилых помещений;

 

увеличение с учетом предполагаемого роста заработной платы в 2012 году необлагаемых сумм и налоговых вычетов по подоходному налогу и их установление в белорусских рублях.

 

В целях повышения рейтинга Республики Беларусь в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса» предлагается установить обязанность подачи налоговых деклараций в электронном виде для организаций с численностью работников свыше 50 человек.

Законопроект обеспечивает дальнейшее упрощение налоговой системы, порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, снижение налоговой нагрузки, облегчение восприятия плательщиками предписаний Кодекса, а также решение ряда проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения Кодекса.

 

Содокладчиком по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике Костюк М.Б.

 

По словам А.М.Харковца, проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2012 год разработаны на основе положений программных документов по социально-экономическому развитию страны, предлагаемых изменений налогового законодательства, а также основных подходов, применяемых при формировании доходной и расходной частей республиканского бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

 

Мероприятия в области налоговой политики, учтенные в проекте республиканского бюджета на 2012 год, призваны улучшить администрирование налогов, адаптировать ставки к новым ценовым условиям, повысить собираемость доходов бюджета, уменьшить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, стимулировать производство высокотехнологичных товаров.

 

Общая сумма доходов консолидированного бюджета на 2012 год прогнозируется в размере 141 809,7 млрд. рублей, или 27,8 процента к ВВП.

 

Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: налог на добавленную стоимость –– 33,2 процента, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности –– 17,9 процента, подоходный налог –– 10,8 процента, налог на прибыль, уплачиваемый организациями, –– 10,0 процента, акцизы –– 8,0 процента.

 

Доходы по проекту республиканского бюджета на 2012 год предусматриваются в сумме 92 772,0 млрд. рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2011 года на 86,3 процента.

 

Расходы консолидированного бюджета на 2012 год прогнозируются в сумме 141 809,7 млрд. рублей, или 27,8 процента к ВВП.

Расходы по проекту республиканского бюджета на 2012 год сформированы в сумме 92 772,0 млрд. рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2011 года на 83,3 процента.

 

В 2012 году основными целями для сектора государственных финансов будут являться: повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики; гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами; сохранение качества бюджетных услуг и социальная защита уязвимых категорий населения.

 

В 2012 году сохранится социальная направленность расходов бюджета. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов. Также приоритетами бюджетной политики определены здравоохранение и образование.

 

На 2012 год формирование республиканского бюджета произведено на бездефицитной основе.

 

Содокладчиком по проекту Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год» был председатель постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике Антоненко А.И.

 

О проекте Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2012 год» в Овальном зале депутатам доложила Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Щеткина М.А. (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике Исаченко А.И.).

 

 

Законопроект разработан в соответствии со статьей 21 Бюджетного кодекса Республики Беларусь и подготовлен с учетом ожидаемого исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь текущего года, а также на основании прогнозных макроэкономических показателей развития республики в следующем году.

Законопроектом определяются источники формирования доходов бюджета фонда, их объем и направления использования средств, а также устанавливается порядок исполнения бюджета фонда.

 

Общая сумма доходов фонда запланирована в размере 47 550,9 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в доходной части бюджета фонда занимают обязательные страховые взносы, которые составляют 97 процентов. Сумма поступлений по обязательным страховым взносам — 46 126,8 млрд. рублей. Показатель рассчитан исходя из прогнозируемого фонда оплаты труда и перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы, а также из сложившегося уровня тарифов взносов с учетом их стопроцентной собираемости.

 

Также в доходную часть бюджета фонда включены взносы на профессиональное пенсионное страхование в сумме 199,6 млрд. рублей.

 

К неналоговым доходам бюджета фонда отнесены административные штрафы за нарушение законодательства о государственном социальном страховании, проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами фонда, и доходы от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование. Наибольший удельный вес (69,4 процента) в неналоговых доходах бюджета фонда занимают доходы от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования — 850,0 млрд. рублей.

 

Прочие поступления в составе неналоговых доходов составляют 220,0 млрд. рублей.

 

Расходная часть бюджета фонда рассчитана в сумме 47 245,5 млрд. рублей, при этом основная сумма расходов 77,9 процента предусматривается на пенсионное обеспечение. Расчет расходов произведен исходя из 2,5 млн. получателей в месяц и среднего размера трудовой пенсии 1 208,0 тыс. рублей. Коэффициент замещения пенсией заработной платы составляет около 40 процентов. В проекте бюджета предусмотрены ежеквартальный перерасчет трудовых пенсий, исчисляемых в минимальном размере, социальных пенсий, повышение надбавок к пенсиям в связи с ростом бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

 

В расходах бюджета фонда 19,4 процента составляют выплаты пособий по государственному социальному страхованию. Так, например, на выплату пособий семьям, воспитывающим детей, а также в связи с рождением ребенка предусматривается 4 931,0 млрд. рублей (10,4 процента расходов бюджета фонда), в том числе:

 

пособий в связи с рождением ребенка — 1 167,2 млрд. рублей на 100 тыс. получателей в год;

 

единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, — 78,1 млрд. рублей на 100 тыс. получателей в год;

 

ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет — 3 228,9 млрд. рублей на 309,7 тыс. получателей в месяц;

 

ежемесячное пособие на детей в возрасте старше 3 лет — 345,4 млрд. рублей на 129,0 тыс. человек ежемесячно;

 

ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, — 1,6 млрд. рублей на 170 человек;

 

ежемесячное пособие неработающим и не получающим пенсий и пособий по безработице лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, — 109,7 млрд. рублей на 11,7 тыс. человек.

 

На выплату пособий по временной нетрудоспособности из расчета 4,5 млн. выплат (больничных листков) в год предусматривается 3 145,9 млрд. рублей (6,7 процента расходов бюджета фонда), по беременности и родам — 747,1 млрд. рублей (1,6 процента расходов бюджета фонда).

 

Расходы на погребение предусмотрены в сумме 363,1 млрд. рублей в расчете на 120,0 тыс. человек в год.

На оказание материальной помощи остронуждающимся пенсионерам предполагается направить 24,0 млрд. рублей (помощь оказывается органами по труду, занятости и социальной защите, как правило, в размере до одного бюджета прожиточного минимума на человека).

 

Ассигнования из бюджета фонда на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения запланированы в сумме 268,3 млрд. рублей (0,6 процента расходов бюджета фонда), из них 2,6 млрд. рублей направляется на оказание помощи в подготовке стационарных оздоровительных лагерей к работе в летний период.

 

На финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси направляется 130,2 млрд. рублей (0,3 процента расходов бюджета фонда).

 

На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, включая субвенции в бюджеты областей и г. Минска, запланировано на 2012 год 192,5 млрд. рублей (0,4 процента расходов бюджета фонда).

 

По профессиональному пенсионному страхованию расходы спрогнозированы в сумме 5,7 млрд. рублей (0,01 процента расходов бюджета фонда) и будут направлены на выплату дополнительных профессиональных пенсий по достижении застрахованными лицами общеустановленного пенсионного возраста.

 

Бюджет фонда на 2012 год сформирован с превышением доходов над расходами в сумме 305,3 млрд. рублей за счет средств профессионального пенсионного страхования. Исполнение бюджета фонда будет осуществляться через единый казначейский счет.

 

Кроме того, на заседании Палаты представителей был принят во втором чтении проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», который представил член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству и судебно-правовым вопросам Андрейчук Н.К. Законопроект направлен на повышение эффективности норм гражданского процессуального законодательства и реализацию положений Послания Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь о перспективах развития системы общих судов Беларуси.

 

Законопроектом расширяется перечень лиц, которые могут быть представителями в суде. Предусматривается установление судом обязанности, а не права ответчика по сложным делам, связанным со значительным объемом расчетов, представлять письменные возражения против иска. Закрепляется такая мера по обеспечению иска, как временное ограничение права ответчика на выезд из Республики Беларусь ― на срок, установленный судом, но не более чем до окончания производства по делу.

 

Вносимые изменения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь предусматривают исключение необходимости повторного вызова истца для принятия решения об оставлении заявления без рассмотрения в случае его неявки без уважительных причин по вызову суда.

 

Кодекс также дополняется:

 

статьей об индексации присужденных денежных сумм;

 

главой «Заочное производство», предусматривающей возможность рассмотрения дела в порядке заочного производства;

статьями, предусматривающими особенности рассмотрения и разрешения жалоб осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лиц, содержащихся под стражей, на применение к ним мер взыскания и жалоб административно арестованных на применение к ним видов дисциплинарных взысканий;

 

разделом «Производство по заявлению об отмене решения третейского суда»;

 

пунктами, предусматривающими временное ограничение права должника на выезд из Республики Беларусь ― на срок, установленный судом, но не более чем до исполнения обязательств, временное ограничение права должника ― гражданина Республики Беларусь на управление механическими транспортными средствами, маломерными судами, гидроциклами и судами с подвесными двигателями, на охоту, за исключением случаев необходимости пользования данными правами в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства для получения доходов, ― на срок, установленный судом, до исполнения обязательств, но не более чем на 5 лет и др.

 

В ходе доработки ко второму чтению законопроект был объединен с проектом Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь» и в него внесены нормы, закрепляющие в ГПК ряд особенностей рассмотрения судом в порядке особого производства дел о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы. По делам указанной категории предусмотрены требования, предъявляемые к содержанию заявления о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы.

 

Законопроектом также внесены корректировки в Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», устанавливающие прекращение права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной со дня извещения лица о вынесении судом определения о временном ограничении права должника на управление механическими транспортными средствами.

Следующее заседание девятой сессии Палаты представителей состоится 19 декабря 2011 года.

 


Назад | В начало
© 2021 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.