Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив


Архив » Архив IV созыва »

Заседания Палаты представителей

Одиннадцатая сессия
Десятая сессия
Девятая сессия
Восьмая сессия
Седьмая внеочередная сессия
Шестая сессия
Пятая внеочередная сессия
Четвертая сессия
Третья сессия
Вторая сессия
Первая сессия



19 декабря 2011 г.

19 декабря 2011 года на очередном заседании девятой сессии Палаты представителей депутатский корпус рассмотрел 13 вопросов.



 

 

Парламентарии приняли во втором чтении проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (докладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике Костюк М.Б.). Изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом к внесению в Налоговый кодекс Республики Беларусь, направлены на реализацию Основных направлений бюджетно-налоговой политики на 2012 год.

 

Законопроект обеспечивает дальнейшее упрощение налоговой системы, порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, снижение налоговой нагрузки, облегчение восприятия плательщиками предписаний Кодекса, а также решение ряда проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения Кодекса.

 

Во втором чтении также принят проект Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год» (докладчик — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике Антоненко А.И.).

 

 

 

 

Ключевыми моментами и параметрами законопроекта являются обеспечение последовательного и сбалансированного развития экономики, гарантированное исполнение внешних и внутренних финансовых обязательств и сохранение финансирования социальных обязательств государства перед обществом.

 

На 2012 год республиканский бюджет сформирован на бездефицитной основе.

 

Общая сумма доходов и общая сумма расходов по проекту республиканского бюджета на 2012 год равны и составят 92 триллиона 772,0 миллиарда рублей.

 

В 2012 году структура доходов в основном сохранится. Как и в прошлом году, основными источниками налоговых доходов будут налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на доходы от внешнеэкономической деятельности, подоходный налог и налоги на собственность.

 

Прогнозные темпы роста ВВП и установленный порядок уплаты налога на добавленную стоимость обеспечат динамику финансовых поступлений с номинальным ростом к оценке этого года на 93,7 процента.

 

Запланированный с ростом на 83,9 процента объем доходов бюджета по налогу на прибыль учитывает и мероприятия по его совершенствованию.

 

Прогнозируемый на 76 процентов рост поступлений подоходного налога в бюджеты областей и г. Минска рассчитан с учетом увеличения фонда заработной платы и применения стандартных налоговых вычетов и широкого спектра льгот, установленных в отношении физических лиц.

 

Поступления акцизов в 2012 году должны составить около 11,3 триллиона рублей, исходя из прогнозируемых объемов реализации в республике подакцизных товаров.

 

Доходы от внешнеэкономической деятельности формируются за счет ввозных и вывозных таможенных сборов, пошлин и запланированы с ростом на 69,4 процента. При этом в расчетах учтены прогнозные изменения объемов импорта, экспорта и валютного курса, а также порядок зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин между бюджетами Беларуси, России и Казахстана.

 

Доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в 2012 году в республиканский бюджет, оцениваются в сумме 4,6 триллиона рублей.

 

Одной из основных задач в следующем году будет сохранение социальной направленности расходов бюджета. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, выплату пенсий, стипендий, пособий, а также средства на выполнение государственных социальных стандартов. Наиболее значимыми направлениями использования бюджетных средств в отраслях социальной сферы определено совершенствование систем здравоохранения и образования.

 

В 2012 году для развития всех звеньев образования бюджетные средства будут направляться на повышение уровня среднего специального и профессионально-технического образования, обеспечение потребности экономики в квалифицированных кадрах, качественное обновление методики обучения, развитие информационных образовательных технологий. Расходы республиканского бюджета в области образования прогнозируются в сумме 4,6 триллиона рублей.

 

Бюджетная политика в области здравоохранения будет направлена на формирование современного здравоохранения, совмещающего эффективную работу и рациональное использование бюджетных средств. Расходы отрасли запланированы в проекте республиканского бюджета с ростом на 86,5 процента.

 

Приоритетными направлениями должны стать повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, финансирование мероприятий по реализации проектов государственных программ.

 

По проекту республиканского бюджета на 2012 год расходы на реализацию социальной политики предусмотрены в сумме
8,9 триллиона рублей. Эти средства планируется направить на выполнение государственных программ в области социальной политики, субсидирование услуг жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, адресную социальную помощь, проведение молодежной политики, оказание помощи в обеспечении жильем.

 

В целях поддержки реального сектора экономики в 2012 году большая часть расходов предусмотрена на удешевление процентных платежей по кредитам, привлеченным с поддержкой государства.

 

На развитие сельского хозяйства из республиканского бюджета планируется направить около 6,7 триллиона рублей.

 

Государственная поддержка будет направляться на финансирование проведения работ по восстановлению мелиоративных систем, обновления машинно-тракторного парка современной техникой, обеспечивающей рост производительности труда и экономию топливно-энергетических ресурсов, а также на финансирование аграрной науки, льготирование кредитных ресурсов. На республиканском и местных уровнях управления будет принят ряд мер, направленных на активизацию сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств. В результате будет обеспечена продовольственная безопасность республики и повышен экспортный потенциал аграрного сектора.

 

Основополагающая роль в развитии национальной экономики принадлежит промышленности, которая способствует динамичной работе других отраслей народнохозяйственного комплекса, насыщению потребительского рынка страны промышленными товарами и увеличению экспорта продукции на внешние рынки. На финансирование промышленности, строительства и архитектуры в проекте республиканского бюджета на 2012 год предусмотрены ассигнования в объеме 2,6 триллиона рублей.

Курс на изыскание резервов роста промышленного производства, включая расширение и освоение новых рынков сбыта продукции, заключение долгосрочных контрактов, будет продолжен.

 

Парламентарии приняли два законопроекта о ратификации международных соглашений: «О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» и «О ратификации Соглашения о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма».

 

Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств в Овальном зале представил Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Шпилевский А.Ф., (содокладчик –– председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Бусько В.Л.).

 

Соглашение подписано правительствами государств –– участников СНГ 20 ноября 2009 года в г. Ялте и направлено на формирование условий для свободного движения капитала, а также надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.

 

В соответствии со статьей 1 Соглашения в целях применения мер тарифного и нетарифного регулирования стороны принимают Правила определения страны происхождения товаров, являющиеся неотъемлемой частью данного Соглашения.

 

Правила определения страны происхождения товаров действуют в отношении товаров, происходящих из государств –– участников Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года и находящихся в торговом обороте между этими государствами, к которым применяется торговый режим, предусмотренный Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.

 

Порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенные территории государств –– участников Соглашения из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальным законодательством государств –– участников Соглашения и международными договорами.

 

Структурно Правила определения страны происхождения товаров состоят из 10 разделов, в которых определяются основные термины и понятия, порядок определения страны происхождения товаров, операции, не отвечающие критерию достаточной обработки/переработки товара, особенности определения страны происхождения товаров, предоставление режима свободной торговли, подтверждение страны происхождения товаров, требования и порядок заполнения и выдачи сертификата о происхождении товара.

 

Правила определения страны происхождения товаров позволяют значительно упорядочить деятельность таможенных служб и торгово-промышленных палат и организаций, уполномоченных выдавать сертификаты о происхождении товара формы СТ-1. Указанные Правила также включают ряд новых положений, которые не были  урегулированы Правилами от 30 ноября 2000 года. В частности, предусматривается возможность использования материалов иностранного происхождения, имеющих товарную позицию, одинаковую с конечным товаром (на уровне четырех знаков), при условии, что их стоимость не превышает пяти процентной цены конечного товара. Устанавливаются также случаи признания сертификата о происхождении товара формы СТ-1 недействительным и случаи непризнания таможенными органами таких сертификатов.

 

Соглашение о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, о котором проинформировал директор Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь Максименко А.В. (содокладчиком выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Кужанов В.И.), подписано правительствами Беларуси, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в г. Москве 16 июня 2011 года, а 4 июля 2011 года — Правительством Казахстана. В ходе 15-го пленарного заседания Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которое состоялось 23 — 24 ноября 2011 года в г. Сямынь (Китай), Соглашение было подписано Правительством Индии.

 

В соответствии со статьей 1 Соглашения стороны учреждают региональную межправительственную организацию «Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма», основная цель которой — обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграции государств — членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

 

Основными задачами ЕАГ являются содействие во внедрении государствами — членами международных рекомендаций по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, разработка и проведение совместных мероприятий, осуществление программы взаимной оценки государств-членов на базе международных рекомендаций, включая изучение эффективности законодательных и иных мер, координация программ международного сотрудничества и технического содействия, анализ типологий в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма и обмен опытом противодействия таким преступлениям с учетом особенностей региона.

 

Соглашением определены рабочие органы ЕАГ, процедура их формирования и функционирования, порядок членства в этой организации, а также возможность получения статуса наблюдателя.

 

В соответствии со статьей 9 Соглашения ЕАГ имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии с Положением о порядке формирования и исполнения бюджета Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, являющимся приложением к Соглашению и составляющим его неотъемлемую часть. Согласно пункту 2 указанного Положения бюджет ЕАГ формируется из долевых взносов государств-членов, а также прочих поступлений, то есть целевых добровольных взносов и даров в денежной форме (грантов).

 

Вступление Соглашения в силу и участие Республики Беларусь в ЕАГ будет способствовать ее интеграции в международную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, участию в программах технического содействия и использования единого информационного пространства для государств — членов ЕАГ, а также поддержанию экономической безопасности и защите национальной финансовой системы от использования преступными элементами. 

 

В первом чтении депутаты приняли проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О государственной программе вооружения и государственном оборонном заказе» (докладчик — Председатель Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь Гурулев С.П., содокладчик — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мисурагин И.А.). Законопроект разработан Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь и направлен на уточнение некоторых положений, связанных с практикой выполнения мероприятий государственной программы вооружения, а также на расширение возможностей Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь по реальному влиянию на развитие систем вооружения для оснащения ими силовых структур и повышение экспортного потенциала страны.

 

Десять законопроектов в ходе заседания Палата представителей приняла во втором чтении.

 

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам административно-территориального устройства Республики Беларусь» (докладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Пищ С.С.), изложенный в новой редакции, устраняет имеющиеся в законодательстве Республики Беларусь пробелы, связанные с решением вопросов образования и упразднения административно-территориальных единиц, населенных пунктов, их регистрации и учета, установления и изменения их границ.

 

Проектом закреплено право граждан высказывать мнения и вносить предложения по вопросам административно-территориального устройства. Кроме того, в статьях, определяющих полномочия Президента Республики Беларусь и Советов депутатов всех уровней, предусмотрено, что их полномочия в сфере административно-территориального устройства осуществляются с учетом мнения граждан.

 

Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь законопроект расширяет полномочия исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь.

 

В ходе доработки проекта Закона ко второму чтению были внесены соответствующие изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О наименованиях географических объектов».

 

Проект Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (докладчик — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству и судебно-правовым вопросам Самосейко Н.Л.) направлен на организацию эффективной деятельности по оказанию юридической помощи в Республике Беларусь. Законопроектом определяются:

 

порядок оказания правовой помощи;

 

требования, предъявляемые к лицам, претендующим на осуществление адвокатской деятельности, в том числе порядок прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена;

 

гарантии деятельности, права и обязанности адвокатов, меры и порядок применения к ним дисциплинарных взысканий;

 

виды, порядок оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами;

 

организационные формы осуществления адвокатской деятельности;

 

полномочия Министерства юстиции Республики Беларусь в сфере адвокатской деятельности;

 

порядок, цели образования и компетенция органов адвокатского самоуправления.

 

В законопроекте определены принципы организации адвокатуры и адвокатской деятельности, предусматривается исключительное право оказания квалифицированной профессиональной правовой помощи как в общих, так и в хозяйственных судах только адвокатами, возможность создания новых организационных форм адвокатской деятельности, кроме юридических консультаций.

 

Кроме того, проектом Закона вносятся изменения и дополнения в некоторые законы и кодексы Республики Беларусь, а также признаются утратившими силу некоторые законы и их отдельные положения, в том числе Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 года «Об адвокатуре».

 

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» (докладчик —  заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Федорук Н.Ф.) предполагает внесение изменений и дополнений в ряд статей Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в целях совершенствования его положений с учетом практики применения, а также приведения в соответствие с законодательными актами.

 

Некоторые новеллы законопроекта предусматривают:

 

закрепление обязанности супруга (бывшего супруга) предоставить содержание лицу, нуждающемуся в материальной помощи и осуществляющему уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком восемнадцати лет, а также осуществляющему уход за общим нетрудоспособным совершеннолетним ребенком;

 

определение условий вступления в силу Брачного договора, заключенного между супругами, порядка и условий его государственной регистрации, в том числе после расторжения брака;

 

учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, при установлении порядка общения деда и бабки с внуками, ребенка с родителями, лишенными родительских прав, при восстановлении в родительских правах, при выборе опекуна или попечителя, при передаче ребенка в детский дом семейного типа, на патронатное воспитание;

 

установление максимальной разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком в сорок пять лет;

 

дополнение перечня лиц, которые не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка) такими категориями как лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, а также лица, не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

 

Впервые законопроектом предусматривается возможность:

 

производить регистрацию заключения брака в любом органе, регистрирующем акты гражданского состояния, а также по желанию лиц, вступающих в брак, за пределами помещения этого органа. Также устанавливается новый срок заключения брака — в течение трех дней с момента подачи заявления;

 

расторжения брака органом, регистрирующим акты гражданского состояния, при условии взаимного согласия супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе;

 

отказа в выдаче отделами записи актов гражданского состояния повторных свидетельств о заключении брака лицам, в отношении которых брак прекращен или признан недействительным, повторных свидетельств о рождении ребенка лицам, лишенным родительских прав;

 

Наряду с этим проект Закона предусматривает приведение  положений Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в соответствие с указами Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания», от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», Кодексом Республики Беларусь об образовании, Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь «О правах ребенка», «Об основах административных процедур», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», «О гражданстве Республики Беларусь».

 

Кроме того законопроект предполагает уточнение терминологии, связанной с уплатой алиментов, определением социально опасного положения, в котором может находиться ребенок, признанием лица недееспособным и ограниченно дееспособным, регистрацией актов гражданского состояния.

 

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (докладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Ремша М.И.) разработан во исполнение пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 27 октября 2010 г. № 552 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».

 

В процессе подготовки ко второму чтению с учетом анализа правоприменительной практики законопроект дополнен правовыми нормами:

 

устанавливающими сроки государственного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при предоставлении им отпусков, предусмотренных законодательством об образовании, по медицинским показаниям, в связи с призывом на службу в резерве, или по иным уважительным причинам;

 

определяющими понятие «место первоначального приобретения ребенком статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей»;

 

запрещающими отчуждать жилые помещения, закрепленные за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, на основании решений районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов.

 

Наряду с этим законопроект также предполагает приведение Закона Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствие с:

 

Кодексом Республики Беларусь об образовании в части наименования учреждений образования;

 

Декретом Президента Республики Беларусь от 27 июня 2011 г. № 6 «О внесении изменений в декреты Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7  и от 24 ноября 2006 г. № 18 и признании утратившим силу Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15» в целях уточнения определения детских интернатных учреждений.

 

Законопроект «Об оказании психиатрической помощи» (докладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Сакадынец О.С.) предусматривает комплексное регулирование общественных отношений в области оказания психиатрической помощи. Законопроектом значительно дополняется и обновляется понятийный аппарат, закрепляются основные направления государственной политики Республики Беларусь в области оказания психиатрической помощи, а также полномочия в данной сфере Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и иных государственных органов, в том числе, местных исполнительных и распорядительных органов. Кроме того, определяются правовые и организационные основы деятельности государственных органов и организаций, юридических и физических лиц в сфере оказания психиатрической помощи, устанавливаются основы регулирования условий и порядка оказания психиатрической помощи населению.

 

Впервые проектом Закона устанавливается норма, закрепляющая презумпцию отсутствия психического расстройства (заболевания), согласно которой лицо считается не имеющим психического расстройства (заболевания), пока его наличие не будет установлено по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Законом.

 

В целях установления наличия либо отсутствия у лица психического расстройства (заболевания), определения его нуждаемости в психиатрической помощи, а также решения вопроса о формах и условиях оказания психиатрической помощи проектом Закона предусматривается возможность проведения психиатрического освидетельствования, как в добровольном, так и в принудительном порядке, при этом впервые устанавливается требование о необходимости получения санкции прокурора на проведение принудительного психиатрического освидетельствования.

 

Наряду с этим законопроект содержит положения об оказании психиатрической помощи в амбулаторных и стационарных условиях, определяет основания для принудительной госпитализации и лечения, а также закрепляет судебный порядок принятия решения о необходимости принудительной госпитализации и лечения.

 

Кроме того, заключительные положения проекта Закона вносят дополнения и изменения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь в части определения особенностей рассмотрения судом дел о принудительной госпитализации и лечении граждан, о продлении срока принудительной госпитализации и лечения граждан, а также в целях уточнения используемой в кодексах терминологии.

 

Проект Закона Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» (докладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Шамаль Е.В.) подготовлен в целях определения правовых и организационных основ предупреждения распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека и обеспечения прав лиц, имеющих такие заболевания, лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать о наличии у них социально опасных заболеваний, ВИЧ, а также лиц, оказывающих им медицинскую помощь или участвующих в организации ее оказания.

 

В проекте Закона, в частности, предлагается регламентировать вопросы, касающиеся проведения профилактических мероприятий по предупреждению распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ, организации оказания медицинской помощи пациентам, имеющим такие заболевания. Законопроектом закрепляется возможность проведения добровольного, а также обязательного медицинского освидетельствования отдельных категорий лиц на наличие у них социально опасных заболеваний, ВИЧ. Наряду с этим определяются условия и порядок осуществления специальных мер по оказанию медицинской помощи пациентам — принудительного медицинского освидетельствования лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать о наличии у них социально опасных заболеваний либо ВИЧ, и принудительной госпитализации и лечения лиц, имеющих социально опасные заболевания. Кроме того, в проекте Закона содержатся нормы, регулирующие вопросы взаимодействия государственных органов и организаций в процессе выявления лиц, имеющих социально опасные заболевания, ВИЧ, и организации оказания им медицинской помощи.

 

Самостоятельные главы законопроекта посвящены определению прав и обязанностей пациентов, медицинских работников, иных работников, участвующих в организации оказания медицинской помощи пациентам.

 

Проект Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» (докладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Шилова С.Д.) направлен на определение правовых и организационных основ применения вспомогательных репродуктивных технологий и обеспечение прав граждан при их применении.

 

Вспомогательные репродуктивные технологии в проекте Закона определены как метод оказания медицинской помощи, а, соответственно, они могут применяться только в отношении лиц, имеющих те или иные проблемы с репродуктивным здоровьем.

 

К видам вспомогательных репродуктивных технологий проектом Закона предлагается отнести экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство и искусственную инсеминацию.

 

Законопроектом регламентируется порядок применения вспомогательных репродуктивных технологий, при этом устанавливается ограничение на применение их отдельных видов.

 

Проектом Закона также закрепляются организационные основы донорства половых клеток: определяются требования, предъявляемые к донорам половых клеток, их права, порядок хранения и использования донорских половых клеток.

 

Наряду с этим законопроектом определяются права пациентов при применении вспомогательных репродуктивных технологий и устанавливаются некоторые ограничения. В частности, при применении вспомогательных репродуктивных технологий не допускается выбор пола будущего ребенка, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.

 

Кроме того, проектом Закона регламентируются условия и порядок применения отдельных видов вспомогательных репродуктивных технологий, при этом определяются существенные условия договора суррогатного материнства, требования, предъявляемые к суррогатным матерям, их права и обязанности.

 

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь» (докладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Шилова С.Д.) разработан на основе пакетного принципа подготовки проектов нормативных правовых актов в целях обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений в области применения вспомогательных репродуктивных технологий.

 

Проектом Закона предлагается внесение дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» в части закрепления права суррогатных матерей на пособие по беременности и родам и пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, при этом женщинам, заключившим с суррогатной матерью договор суррогатного материнства, указанные виды государственных пособий назначаться не будут.

 

Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», в частности, в целях приведения его положений в соответствие с проектами законов Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях», «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека», «Об оказании психиатрической помощи», а также с законами Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

 

21 декабря 2011 года состоится совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики, на котором члены Правительства ответят на вопросы парламентариев, а также заключительное заседание девятой сессии Палаты представителей четвертого созыва.


Назад | В начало
© 2021 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.