Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив


Архив » Архив IV созыва » Законодательная деятельность » Подготовка и рассмотрение вопросов законодательной деятельности в постоянных комиссиях »

Комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию

Перечень вопросов, находящихся на рассмотрении
Архив 2008 г. I сессия
Архив 2009 г. II сессия
Архив 2009 г. III сессия
Архив 2010 г. IV сессия
Архив 2010 г. VI сессия
Архив 2011 г. VIII сессия
Архив 2011 г. IX сессия
Архив 2012 г. Х сессия



Информация по проекту Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о недрах»

2 апреля 2012 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят в первом чтении проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о недрах», внесенный в Палату представителей Советом Министров Республики Беларусь.

 

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о недрах» разработан в соответствии с пунктом 34 плана подготовки законопроектов на 2011 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2011 г.   № 10, с учетом практики правоприменения законодательства о недрах и обоснованных предложений государственных органов и организаций.

 

Законопроектом предусматривается дополнение Кодекса Республики Беларусь о недрах (далее — Кодекс) определениями используемых в нем терминов «минеральные воды» и «самовольное пользование недрами» и внесение изменений в статьи 10, 12, 13, устанавливающие компетенцию государственных органов в области использования и охраны недр. В частности, предлагается:

 

наделить Совет Министров Республики Беларусь полномочиями устанавливать порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых в связи с недостаточностью правового регулирования данных вопросов и многочисленными предложениями заинтересованных государственных органов и организаций;

 

в подпункт 1.4 статьи 12, устанавливающей компетенцию Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, внести изменение в части уточнения объекта экспертизы промышленной безопасности;

в статью 13 Кодекса внести изменения, касающиеся исключения из компетенции местных Советов депутатов функции утверждения лимитов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод и возложения функции по утверждению лимитов общераспространенных полезных ископаемых на местные исполнительные и распорядительные органы в целях обеспечения оперативности утверждения этих лимитов и при необходимости их изменения. Кроме того, предлагается исключить установление лимитов подземных вод. Такое предложение обусловлено тем, что в отличие от других полезных ископаемых подземные воды являются возобновляемым природным ресурсом. Значительная часть разведанных в Республике Беларусь запасов подземных вод не используется, а возможность добывать их практически в неограниченном количестве имеется.

 

Предлагается также внести изменения в подпункт 1.1 пункта 1 и пункт 2 статьи 17 Кодекса в части увеличения глубины добычи общераспространенных полезных ископаемых для целей, не связанных с извлечением доходов, собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков без предоставления горного отвода, утверждения лимитов, установления иных нормативов в области пользования недрами, что позволит наиболее рационально использовать недра, сократить площади земель, выведенных из севооборота.

 

С учетом поступивших предложений и многолетнего опыта разработки месторождений полезных ископаемых предусматривается дополнить статью 29 Кодекса пунктом 4, закрепляющим возможность и порядок продления срока пользования недрами, что даст возможность недропользователям сократить сроки и затраты на оформление недр в пользование.

 

Принимая во внимание, что Кодексом не установлен запрет на осуществление инвестиционной деятельности в отношении недр на условиях инвестиционного договора, а Инвестиционным кодексом Республики Беларусь предусмотрена возможность осуществления инвестиционной деятельности в отношении недр на условиях инвестиционного договора, в статьи 6, 14, 16, 29, 32, 33 Кодекса предлагается внести изменения и дополнения, регулирующие вопросы предоставления участков недр при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь. Необходимость принятия новых положений обусловлена тем, что в настоящее время осуществление инвестиционной деятельности на условиях концессионного договора недостаточно востребовано из-за установившихся неравных условий концессионного договора и инвестиционного договора, так как последний позволяет предоставить инвестору более выгодные условия и получить ряд преференций в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от    6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», который распространяет свое действие только на инвестиционные договоры.

Согласно части третьей статьи 63 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» правовой режим территорий, подлежащих специальной охране, должен устанавливаться законодательством Республики Беларусь. В Кодексе о недрах отсутствуют нормы, предусматривающие установление ограничений и запретов на добычу полезных ископаемых на таких территориях, поэтому в целях полноты правового регулирования предполагается внесение соответствующих изменений и дополнений в статью 30.

 

Также в этих целях предполагается дополнить статьи 32 и 33 Кодекса нормами, предусматривающими предоставление геологических и горных отводов юридическим лицам, образованным в результате реорганизации, на основании передаточного акта.

 

В связи с отсутствием нормативного правового акта, устанавливающего требования к содержанию и форме проекта обоснования границ горного отвода, который должны представлять индивидуальные предприниматели и юридические лица при обращении в местный исполнительный и распорядительный орган для получения горного отвода, и учитывая, что законодательством не определено, к компетенции какого органа относится установление этих требований, предполагается внести дополнение в статью 33 Кодекса, предусматривающее, что требования к содержанию и форме проекта обоснования границ горного отвода устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

 

Законопроектом также предполагается внесение изменений в статью 40 Кодекса, которыми предусматривается сокращение перечня работ по геологическому изучению недр, по проектной документации которых проводится государственная геологическая экспертиза. Это связано с тем, что по ряду работ в области геологического изучения недр проводится еще и государственная научно-техническая экспертиза, что влечет за собой значительное удорожание работ, которые в большинстве случаев осуществляются за счет средств республиканского бюджета.

 

Поскольку процедуры ликвидации и консервации горных предприятий, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и горной выработки отличаются по характеру и объему выполняемых работ, а также возможному воздействию на окружающую среду, предполагается внесение в статьи 73 и 74 Кодекса изменений и дополнения, устанавливающих порядок консервации и ликвидации горных выработок.

 

Законопроектом предусматривается также внесение некоторых изменений и уточнений, в том числе редакционного характера, и в ряд других статей Кодекса.

 

Принятие Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о недрах» позволит упростить процедуру предоставления недр в пользование и пользование ими, обеспечить безопасность работ при консервации и ликвидации горных предприятий, горных выработок и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, повысить инвестиционную привлекательность недропользования и эффективность пользования недрами, осуществлять рациональную застройку площадей залегания полезных ископаемых с учетом необходимости обеспечения безопасности горных работ и полной выработки месторождений полезных ископаемых.


Назад | В начало
© 2020 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.